Наша жизнь

Главная Калуга Образование Дистанционное образование? Это возможно!

Дистанционное образование? Это возможно! PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 

Библиотека. – 2005. - № 1.

Книга и читатель с ограниченными возможностями: пути взаимодействия специальных и публичных библиотек.

Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник НИИ дефектологии АПН СССР слепоглухоне­мая Ольга Ивановна Скороходова пишет: «Читатель может верить мне или не верить — это его воля, — но знаниями и литературной речью а обязана чтению, чтению и еще раз чтению книг и в первую очередь художественной литературы. Спасение слепого, глухонемого и, особенно, слепоглухонемого — в чтении». Сказанное справедливо. Однако если в городе при­обрести или взять книгу в библиотеке — не проблема. здесь существует сеть учреждений  для развития и досуга людей с ограниченными возможностями, то в сельской местности порой даже книжного магазина нет. И все же библиотечные работники стараются дойти до каждого на селе, в особенности до инвалида. О том, как развивается система обслуживания этих категорий читателей в Калужской области, рассказывает наш постоянный автор Мария Павловна Коновалова, директор областной специальной библиотеки для слепых имени Н.Островского.

Современную  региональную библио­теку для слепых, на мой взгляд, се­годня необходимо рассматривать в социуме, который включает культурно-просветительные учреждения, центра­лизованные библиотечные системы, на­учные, школьные, детские библиотеки, специализированные дошкольные  и школьные учреждения, а также научно-исследовательские институты. Важное место в обслуживании таких людей занимает и публичная библиоте­ка. В основном роль этих учреждений сводится к решению традиционных за­дач. Однако в условиях Калужской обла­сти наша библиотека добровольно взя­ла на себя функции не только областно­го центра информации, реабилитации и досуга людей с ограниченными возмож­ностями, но и методического центра по работе с ЦБС муниципальных образова­ний, работающих в данном направле­нии. Для этого в полном объеме исполь­зуются имеющиеся у нас реальные информационно-досуговые ресурсы.

Сегодня специальную библиотеку для слепых и ее пользователей обслужи­вает высокопрофессиональные сотруд­ники, которые учились и стажировались не только в Российской государствен­ной библиотеке для слепых и тифлоинформационном центре "ЛОГОС", но и в других учреждениях России.

В нашу обычную практику вошли Интернет, электронная почта, методы дистанционного образования, изда­ние книг с укрупненным шрифтом, "го­ворящих" книг и — по Брайлю. Таким образом, мы смогли взять на себя роль координирующего центра информационно-досуговой и культурно-просве­тительной реабилитации инвалидов не только в Калуге, но и в области.

Кроме того, мы занимаемся пра­вовым просвещением инвалидов всех категорий. Однако мало создать соб­ственную базу. Необходимо весь на­копленный опыт передать в ЦБС и ДБ, наладить обслуживание каждого инва­лида на селе.

Для этого мы стараемся скоорди­нировать действия, объединить уси­лия всех заинтересованных организа­ций, ведущих социальную работу. Нас постоянно поддерживает областное правительство. С нами сотрудничают департаменты социальной политики, науки и образования, здравоохране­ния, физкультуры и спорта и, конечно, городские и областные учреждения культуры. Тем самым обеспечивается комплексный подход к решению про­блемы. Наша библиотека входит в со­веты при губернаторе по правам де­тей-инвалидов и по правам женщин.

Конечно же, ходатайствуя за инва­лидов в различных структурах власти, решая их жизненные проблемы, мы не забываем о работе с ними как с читате­лями. И здесь одна из главных задач — постоянное выявление читательских интересов. Для этого мы и сотрудники ЦБС области проводим анкетирование детей-инвалидов и особенно их роди­телей. Так, за последние пять лет нами разработано восемь образцов анкет. Ответы на них позволяют формировать книжный фонд с учетом читательских интересов, глубже понимать творчес­кий и духовный мир посетителей биб­лиотеки. Без этого развиваться нельзя.

Надомное, заочное обслуживание, бесплатная доставка литературы по почте помогает донести книжное слово до самых отдаленных уголков нашей области. Благодаря этому библиотека обслуживает 2 тыс. читателей в год.

Одно из интересных направлений нашей работы — выпуск литературы краеведческого характера по Брайлю, "говорящих" книг, а также укрупненно­го шрифта, литературы на специаль­ных носителях. Издаем также произ­ведения наших читателей. За послед­нее время увидели свет 15 сборников различных авторов, в основном со стихами и рассказами. На всероссий­ских конкурсах репродуцированных изданий наши книги неоднократно удостаивались дипломов I и II степени.

Особое внимание уделяется изда­нию книг для детей с проблемами физи­ческого развития и их родителей, а так­же методических пособий для ЦБС и ДБ.

Роль любой библиотеки в органи­зации досуга и комфортного обслужи­вания людей с ограниченными возмож­ностями достаточно заметна. Ведь, на­пример, только при нашей библиотеке 15 клубов по интересам. Темами заня­тий или заседаний служат разнообраз­ные увлечения наших читателей.

Нашей социально-культурной дея­тельности очень помогает сотрудни­чество с реабилитационными центра­ми города и области. Мы установили творческие и деловые контакты с 25 такими учреждениями. С ними рабо­тает филиал нашей библиотеки, кото­рый был открыт 3 декабря 1996 г. в дни Международной декады инвалидов. Все это — подготовительный шаг к главному: сотрудничеству с районны­ми и детскими библиотеками по инте­грированному обслуживанию людей с ограниченными возможностями.

Его мы начали с оказания методи­ческой помощи. Хорошо зарекомендо­вали себя различные научно-практиче­ские конференции, семинары, на кото­рых коллеги из районов ознакомились с имеющимся опытом и возможностя­ми нашей библиотеки: за последние три года в ЦБС и ДБ мы провели 6 на­учно-практических конференций и 23 региональных семинара. Кроме того, в муниципальных образованиях было проведено анкетирование интересую­щих нас читателей. Таким образом, был выявлен их социальный статус, об­разовательный уровень, интересы и потребности. Это дало основу для передачи части фонда на места. При ЦБС области уже действуют пункты выдачи книг, применяются хорошо зареко­мендовавшие себя формы библиотеч­ной и клубной работы.

Библиотеки муниципальных обра­зований мы оснастили не только кни­гами, но и тифломагнитофонами, ком­пьютерами, тифлотехникой. За по­следние несколько лет для читателей-инвалидов при поддержке правительства области было приобре­тено 600 тифломагнитофонов. В по­следнее время на "говорящие" книги сельские и районные библиотеки по­лучают 500 тыс. рублей в год.

Таким образом, улучшение матери­ально-технической базы районных ЦБС и ДБ позволяет нам перейти частично и на дистанционное образование.

В результате повысится и правовая грамотность сельского населения, так как мы сотрудничаем со справочно-правовыми системами "КонсультантПлюс". Кстати говоря, именно Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" стал одной из первых книг, выпущенных издатель­ским отделом нашей библиотеки. Им на селе очень интересуются.

Взаимодействуя с ЦБС области, мы создаем такую же систему работы с дет­скими библиотеками. Для этого совме­стно с администрациями области и го­рода нами подготовлен ряд методичес­ких рекомендаций по работе с детьми-инвалидами, а также проводятся семинары, конференции, выездная уче­ба. Хочется надеяться, что, например, сельским библиотекарям прибавит опы­та и информированности проведенная на базе нашей библиотеки научно-прак­тическая конференция "Библиотека для слепых — среда интеграции детей с ог­раниченными возможностями". Ей пред­шествовали учеба детских библиотека­рей, а также знакомство с городским ре­абилитационным центром "Доброта".

Объединение усилий всех учрежде­ний культуры ведомственных библио­тек, особенно областных научных, на наш взгляд, является сегодня самой важной и приоритетной задачей. Каж­дая публичная библиотека должна стать центром социокультурной реаби­литации и информационно-досуговой деятельности людей с ограниченными возможностями. Именно об этом более 100 лет назад мечтала А. А. Адлер, тиф­лопедагог и книгоиздатель.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Сообщения чата
Имя
Опрос: Как вы решаете проблемы со зрением?
 

Авторизация



Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 27 гостей 
Просмотрено статей : 5152110
Индекс цитирования
Оценка качества сайта

Статьи по теме