Наша жизнь

Главная Калуга Работа с детьми Расти сильным и добрым, малыш!

Расти сильным и добрым, малыш! PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 4
ПлохоОтлично 

Библиотека. – 2006. - № 1.

Мария Пав­ловна Коновалова Последние десятилетия внесли существенные изменения в жизнь страны. Реальность четко показала нам пользу сближения точек зрения различных социально-демографических групп населения. В то же время в отношениях между людьми стало больше нетерпимости, нежелания жить в мире с представителями другой расы, религии, культуры. Библиотечное обслуживание, как ни одна другая сфера деятельности человека, соприкасаясь с людьми, их взглядами, мыслями, в силу обстоятельств влияет на формирование взглядов своих читателей. Особая роль в формировании мировоззрения, взглядов, интеллекта читателей принадлежит специализированным библиотекам для слепых и слабовидящих, которые в последние годы стали активно обслуживать инвалидов других категорий. Особое внимание стоит уделять детям инвалидам.

Терпимость свойственна рос­сиянам как черта националь­ного характера, в смысле умения преодолевать невзгоды, быть неприхотливыми к тяжелым условиям жизни. Особенно терпе­ливы люди с ограниченными воз­можностями. Ситуация с детьми-инвалидами отражает общую тен­денцию ухудшения здоровья населения в целом по стране. В числе причин распространения детской инвалидности врачи назы­вают повышение уровня заболевае­мости будущих родителей, особен­но матерей, неблагоприятные усло­вия труда женщин, рост детского травматизма, ухудшение экологи­ческой обстановки, последствия родовых травм и врачебных оши­бок. Статистика гласит: в Калуж­ской области в 2005 г. зарегистри­ровано около 6000 детей-сирот и Детей, оставшихся без попечения родителей. Все они получают пен­сию и состоят на учете в организа­циях социальной защиты населения. В России за последнее десяти­летие количество детей с особен­ностями физического развития вы­росло более чем в 2 раза. Каждый четвертый родившийся ребенок — инвалид.

Именно через образование ре­бенок-инвалид вливается в обще­ство. Мы считаем необходимым воспитывать в обществе терпи­мость и уважение к людям с ограни­ченными возможностями и, в част­ности, к детям-инвалидам.

Всероссийское совещание, проведенное по инициативе РГДБ и РГБС в марте 1996 г., обратило вни­мание на необходимость совер­шенствования работы по интегра­ции в общество детей с ограничен­ными возможностями.

За последнее десятилетие в ре­шении этого вопроса есть опреде­ленные сдвиги: во многих регионах выделены фонды детской литерату­ры, в специальных библиотеках введены в штат специалисты по ра­боте с детьми, дефектологи и психологи, на местах организовано тесное сотрудничество с Минис­терством образования, специаль­ными школами для слепых и слабо­видящих детей, дошкольными общеобразовательными учрежде­ниями (примером являются специ­ализированные библиотеки Тулы, Новгорода, Санкт-Петербурга, Ря­зани, Новосибирска, Тюмени и мно­гих других регионов).

Социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможно­стями ведется практически во всех специальных библиотеках. Под­тверждением тому стала проведен­ная в 2004 г. по данной проблеме Всероссийская конференция сразу в четырех городах: Волгограде, Ка­луге, Твери, Чебоксарах.

Новым направлением в этой де­ятельности стало за последнее де­сятилетие издание книг по Брайлю и, в частности, детских книжек-иг­рушек. Четыре Всероссийские кон­ференции и участие в них всех ре­гионов ярко свидетельствуют о привлечении к чтению полностью слепых детей и детей с сопутствую­щими заболеваниями. Эта работа ведется в тесном взаимодействии со специализированными школа­ми, министерствами образования, здравоохранения и социальной по­литики. Связующим звеном в социо­культурном процессе остаются уч­реждения культуры.'

Продолжением большой работы по интеграции детей с ограничен­ными возможностями в социокуль­турную среду стало проведение Международных конференций (в Туле — 2005 г.), где обобщен уни­кальный опыт по изданию тактиль­ных книжек-игрушек (Петроза­водск, Новгород, Псков, Тула, Тю­мень).

Многие специальные библиоте­ки работают совместно с вузами. Интересный опыт накоплен Санкт-Петербургской, Калужской, Ново­сибирской, Тульской, Рязанской и другими специализированными библиотеками. Здесь нашли свое применение теоретические разра­ботки студентов социальных фа­культетов вузов. Многие специали­зированные библиотеки стали базой практической работы специ­алистов по социальной работе. В отдельных библиотеках заключены договоры по ведению практики сту­дентов-дипломников социальных факультетов, обучению их навыкам работы по социокультурной реаби­литации и адаптации людей с огра­ниченными возможностями, в част­ности детей-инвалидов. Примером этому может служить наша библио­тека, где на протяжении семи лет проходят практику студенты социальных факультетов Калужского филиала Российского государст­венного социального университета и Калужского института социальных отношений.

Многогранность работы по со­циокультурной реабилитации лю­дей с ограниченными возможностя­ми, особенно детей-инвалидов, яр­ко проявляется в работе секции РБА. Именно участие в ней позво­ляет выбрать необходимые направ­ления в дальнейшей работе всей нашей системы.- Все, что разраба­тывают коллеги по развитию библи­отечного, информационного, педа­гогического, психологического на­правлений, чрезвычайно важно для общества.

Толерантность — новое направ­ление в реабилитационной работе, проводимое нашей библиотекой в регионе. Мы сделали первые шаги в разработке основных идей и принципов толерантности в форми­ровании личности ребенка, опира­ясь на опыт международных и об­щественных организаций, вузов и библиотек. Опыт нашей работы обобщен в ряде специальных и биб­лиотечных журналов.

С целью внедрения в работу библиотек и учреждений культуры новых форм работы с социально незащищенными людьми и людь­ми, имеющими физические огра­ничения, нами разработана новая программа, которая целенаправ­ленно внедряется в регионе. Ее ос­новные идеи и принципы распрост­раняются среди централизованных библиотечных систем, детских библиотек и других учреждений со­циокультурной направленности.

Опираясь на высказывание древних философов о том, что в жизни нужно избегать «Трех вещей: ненависти, зависти и презрения» — мы сформулировали основные идеи и принципы формирования терпимости, которые способствуют созданию благоприятной среды для общения детей, проявления способностей и позитивных черт характера ребят.

Реализация таких идей образо­вательной стратегии осуществля­ется по следующим принципам:

  • развитие социальных качеств ребенка с учетом его личностных особенностей;
  • использование позитивного социально-культурного опыта этноса;
  • создание условий для пози­тивного взаимодействия детей разных культурных, национальных, религиозных и социальных групп в процессе межнационального об­щения.

Основополагающим является принцип нравственной атмосферы («социального комфорта»), предпо­лагающий обеспечение защиты де­тей от насилия и издевательств в детском коллективе, так как ребе­нок от природы способен на неосо­знанную агрессию, унижение и из­девательство.

Следует отметить, что в среде детей с ограниченными физически­ми возможностями не всегда сфор­мированы отношения терпимости.

Неотъемлемой составной час­тью системы воспитания данной категории детей является приоб­щение их к миру человеческих от­ношений, формированию у них терпимости.

Проблема терпимости — одна из самых острых в воспитательной работе школы, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо восприни­мать другого человека таким, какой он есть. Интеграция ребенка-инва­лида в общество предполагает включение его во все существую­щие сферы жизнедеятельности: об­разовательную, культурную, про­фессиональную, социальную. Каж­дая из этих сфер должна быть оптимальной для ребенка-инвали­да. Особого внимания заслуживает микросоциум: соседи, двор, микро­район, в котором живет и развива­ется ребенок, класс, в котором он учится, ровесники — волонтеры, которые будут стимулировать соци­альную адаптацию ребенка.

Мы пришли к выводу, что терпимость находит свое выраже­ние в двух основных сферах: на психологическом уровне — как вну­тренняя установка и отношение личности и коллектива, и на соци­альном уровне — как действие или осуществляемая через закон и тра­дицию общественная норма.

Изначально в человеке заложе­ны как добрые, так и злые начала. Их проявление зависит от условий жизни человека, от среды, в кото­рой он живет и развивается, от менталитета, непосредственным образом влияющих на индивиду­альность, на мировоззрение, сте­реотипы поведения.

Руководствуясь вышеизложен­ными основными идеями и принци­пами, специализированная библи­отека, опираясь на учреждения культуры области, общественные организации, при поддержке пра­вительства области, решает про­блему воспитания положительных качеств у детей с ограниченными возможностями.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Сообщения чата
Имя
Опрос: Как вы решаете проблемы со зрением?
 

Авторизация



Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 82 гостей 
Просмотрено статей : 5542625
Индекс цитирования
Оценка качества сайта

Статьи по теме