Наша жизнь

Главная Орел Культура и досуг Его жизнь заставила... петь

Его жизнь заставила... петь PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 5
ПлохоОтлично 

Московский железнодорожник. 2008. № 39. 1-7 октября. C. 11.

Ветеран собрал более 250 музыкальных произведений о железной дороге

ФЕНОМЕН
                                                                                                   Евгений Агадулин

Когда люди поют? Когда им весело и когда грустно, ког­да хорошо и когда не очень. Песни звучат на торжествен­ных вечерах и дома, у костра и в пути. Поют о любви, о доб­лести, о славе... Поют про­фессионально и просто так -для души. Кто же поет песни? Артисты, журналисты, спорт­смены и активисты. Никто се­годня не может сказать точ­но, когда люди начали этим заниматься, но они пели, поют и всегда будут петь. Фе­номен песни в том, что чело­век без нее не может сущест­вовать. И исполнение песни либо просто ее прослушива­ние зачастую воздействует на человека сильнее, и это дока­зано наукой, чем заложенные в нем природные инстинкты. Быть может, это звучит и ба­нально, но изречение о том, что песня человеку «и стро­ить, и жить помогает», - все-таки аксиома.

Потомственный железнодо­рожник Николай Афанасьевич Михалин родился в Орле в 1932 году. Когда началась война, был еще пацаном, но хорошо пом­нит первые бомбежки своего родного города. Его отец, Афанасий Михалин, работал на же­лезной дороге" и был избран де­путатом горсовета за принци­пиальность, которую проявлял не только на работе, но и вооб­ще в жизни.

По наследству эту черту своего характера он передал и сыну. Она легко прижилась на благо­датной почве и еще в нежном возрасте заложила основу ха­рактера маленького Коли. По стопам отца Николай по­шел и при выборе профессии. Окончив железнодорожный техникум в 1953-м, по распре­делению на полтора года уехал в Сибирь, на Красноярскую же­лезную дорогу. Под Абаканом раскрылась еще одна сторона души этого человека - тяга к творчеству. Там произошло его рождение, а затем и становле­ние как корреспондента, а если точнее - как рабкора. Поручили однажды молодому инженеру написать заметку в газету о делах железнодорож­ных. Получилось. И понрави­лось. Тогда и сформировался синтез уже имевшихся принципиальности, въедливости в вопросы производства с твор­ческим началом. Подружился с корреспондентами других га­зет, постепенно стал полноцен­ным членом и их сообщества.

В декабре 1955 года Нико­лай возвращается на свою ма­лую родину. Сначала устроил­ся весовщиком, позже получил должность дежурного помощ­ника начальника вокзала. Время было трудное, еще в памяти людей оставались отзвуки не­давно прошедшей войны. Но страна и ее народ уже были на подъеме - ведь жизнь строи­лась заново! В Орле возводился новый вокзал, систематизиро­валась и фактически с нуля от­рабатывалась технология его работы. Жизнь входила в нор­мальное русло, люди стали ез­дить больше, поэтому возникли и заботы с отправкой пассажи­ров. Все это находило отклик и на страницах местной печати, где беспокойный железнодо­рожник регулярно публиковал­ся. Был он и внештатником на­шей дорожной газеты.

Особенно тепло нынешний ветеран вспоминает годы сов­местной работы с начальником вокзала Петром. Казанцевым. В его честь на фасаде вокзала Орел установлена мемориаль­ная доска. Тогда и на ВДНХ вок­зал как образцовый и базовый на сети МПС представлялся, и немало рационализаторских предложений было внесено его работниками, в том числе и Михалиным.

Жизнь Николая Афанасье­вича пронеслась как вихрь, по­добно локомотиву, бурно и пол­но. Возникало немало преград на пути, но все преодолевалось как снежные заносы на путях. Сегодня он на заслуженном от­дыхе. Но разве можно остано­вить локомотив?! Его тормоз­ной путь ох какой длинный, это знает каждый железнодорож­ник.

Кто-то из ветеранов сегодня сел на завалинке, лузгает семеч­ки да на солнце щурится, кто-то

сериалы по телевизору смот­рит, ну а кто-то морковку вы­ращивает на своем участке. Но

только не Михалин! Подтянут, интеллигентен, с хорошо пос­тавленной речью, которая от­ражает здравые мысли...

Так почему и зачем все-та­ки люди поют?

...Несколько лет тому назад Николай Афанасьевич похоро­нил жену. Казалось бы, и в отча­яние впасть немудрено, но...

-  Заходит как-то ко мне моя соседка Нина Михайловна, - вспоминает Михалин, - и го­ворит: «Хватит горевать, Афа­насьевич! Загляни к нам в Дом культуры. Посмотришь, послу­шаешь, как мы песни хором ис­полняем. Там все такие же, как и мы, простые люди. Приходи! Отдушину какую-никакую най­дешь.

Легкий на подъем, но еще сомневавшийся, его ли это за­нятие, все-таки Афанасьевич наведался на одну из репети­ций. Тогда и начался новый этап в его жизни. В коллектив вписался легко, как и подобает творческой личности, и... на­чал не только петь, но и соби­рать песни.

- Импульсом к новому ув­лечению послужило то, что участники нашего хора были железнодорожниками, - рас­сказывает ветеран, - но песен о железной дороге в его репер­туаре практически не было. Поэтому, возвращаясь как-то с очередной репетиции, я забрел в одну из городских библио­тек, поштудировал имевшиеся там песенные сборники. Кое-что нашел. Предложил своим "соратникам по творчеству ис­полнить, спели - понравилось. Записался в библиотеку уже областную, где выбор литера­туры пообширнее. Ее работни­ки мое увлечение восприняли с пониманием, начали мне по­могать. Обратился в библиоте­ку нашего железнодорожного техникума, там тоже не отка­зали.

Постепенно своим увлече­нием «заразил» многих знако­мых и близких людей. Племян­ник из Рязани нашел и прислал около двадцати произведений. Дочь одной моей знакомой Ольга - сейчас тоже работает на железной дороге в Москве - с мужем целый диск собрали для меня. Правда, они были уже в современной аранжировке. На­пример, известные моему по­колению песни «Опять от меня сбежала последняя электрич­ка», или «Сиреневый туман...», оказывается, нравятся и моло­дым.

Как-то лечился в санатории в Кисловодске, услышал по радио песню. Вернувшись до­мой, написал письмо в редак­цию, они любезно прислали мне текст. Таким образом, по крупицам, по зернышку, начала вырисовываться коллекция, которая постоянно пополня­лась новинками. Многие из них теперь входят в репертуар двух коллективов, в деятельности которых я принимаю участие: это хор железнодорожников и хор общества слепых.

В коллекции Николая Афа­насьевича уже накоплено по­рядка двухсот пятидесяти пе­сен-, в которых ключевой яв­ляется тема железной дороги. Гражданская и Великая Отечес­твенная войны, БАМ, машинис­ты, путевые обходчики, провод­ники, паровозы, тепловозы и электровозы, электрички - всё это так или иначе присутствует в собранном, но пока еще не вы­пущенном в свет, сборнике.

Каким же образом удалось человеку преклонного возрас­та, с очень слабым зрением, собрать такой колоссальный и бесценный материал, да еще и подготовить в печатном виде? Ведь нет ни компьютера, ни другой техники - только слух и авторучка! Мир, оказывается, не без добрых людей. Кто-то по­мог напечатать написанное от руки, кто-то ксерокс предоста­вил, кто-то бумаги подкинул...

- Существуют сборники пе­сен, посвященных представи­телям самых разных профес­сий, - сетует ветеран. - Они о геологах и строителях, о летчи­ках и моряках, а вот о железной дороге и железнодорожниках, как ни странно, пока такого пе­сенного собрания нет. Поэтому моя заветная мечта - каким-то образом его выпустить. Как по­нимаете, это не коммерческий проект, а зов души. Да и историю железных дорог по этим произведениям можно изучать. Это же песни разных лет, в ко­торых присутствует дух того или иного времени.

Николай Афанасьевич, как мы знаем из его биографии, боец. Поэтому этой идеей сегод­ня он поглощен всецело. Обра­щался в разные инстанции; но пока все идет со скрипом, если не сказать проще - практичес­ки никак не идет. Причины раз­ные - нет денег, нет авторских прав, нет заинтересованности предпринимателей. Пробива­ет ветеран стену как только мо­жет. Стучит во все двери. Где-то встречают с пониманием, но помочь не в силах. Где-то - на­тыкается на отказ. Видимо, вре­мя такое. Но наш герой не из тех, кто сдается. Такие, как он, побеждают это самое время.

 

ОТ РЕДАКЦИИ

Еще в тот день, когда Николай Афанасьевич Михалин впервые позвонил в редакцию нацией газеты и рассказал о своей уникальной коллекции, мы подумали: этот человек -находка для нас. И вот почему. Мы предполагаем, даже уве­рены, что в каждой семье железнодорожников есть любимые песни, связанные с профессией. Почему бы не помочь, как говорится, всем миром пополнить собрание Михалина?

И вот мы решили провести своего рода акцию-конкурс по расширению того творческого репертуара, который собран в Орле. Так что вы, уважаемые читатели, можете направлять в адрес редакции известные вам песни, в которыхтак или ина­че упоминается железная дорога. Победители получат суве­ниры.

Понятно, что многие из подобных произведений уже имеются в коллекции Михалина. Чтобы ваши песни не пов­торяли его «экспонаты»* сам он и будет основным «селекцио­нером и оценщиком ваших находок.

 

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Сообщения чата
Имя
Опрос: Как вы решаете проблемы со зрением?
 

Авторизация



Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 92 гостей 
Просмотрено статей : 5537943
Индекс цитирования
Оценка качества сайта

Статьи по теме