Наша жизнь


Видеть сердцем PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 2
ПлохоОтлично 

Орловский комсомолец .-2010.-№ 82.-28 августа.-С. 3.

Учитель немецкого языка школы № 3 Сергей Иванович Ивлютин с раннего детства ничего не видит. Врожденный недуг не сломил этого сильного и умного человека - он выбрал довольно сложную и ответственную профессию. Каждый день его можно встретить в Орловской област­ной специальной библиотеке для слепых. Учитель углуб­ленно изучает свой любимый предмет, чтобы сотни школьников заговорили по-немецки. В день, когда в его родной библиотеке проходил фестиваль детского творче­ства, Сергей Иванович как раз пришел позаниматься. Естественно, услышав музыку и веселый смех детей, он отложил книги и решил заглянуть на праздник.

Талант не спрячешь

Фестиваль творчества для слепых детей и для детей с на­рушением зрения в библиотеке прошел впервые. Инициатора­ми этого праздника, приурочен­ного к началу нового учебного года, стали представители реги­онального отделения Всерос­сийского общества слепых. Его председатель Анна Павловна Юрочкина уверена, что подоб­ные мероприятия помогут сле­пым и слабовидящим детям проявить свои таланты, раскре­поститься и почувствовать себя нужными нашему обществу.

Выступление на фестивале

- Ребята, которые плохо ви­дят, имеют массу талантов, но из-за своей проблемы они за­крываются от людей и мира, - говорит Анна Павловна. - Это во взрослом возрасте носить очки - привычное дело, а дети воспринимают очки, как нечто зазорное. Они видят, что  отличаются от других ребят, и у них появляются комплексы.

В ходе фестиваля дети пообща­лись друг с другом, поиграли в развивающие игры, посоревно­вались в искусстве быстро про­говаривать скороговорки. Ребя­та увидели, что над ними никто не смеется, все относятся к ним доброжелательно и тепло.

Кирилл Бакалдин оказался самым активным участником праздника. На фестивальной выставке он представил рабо­ты, которые выполнил своими руками. Из гипса мальчик смас­терил модели машин, из бумаги сделал цветы, а из глины создал самые разные фигурки живот­ных. Кирилл трудится над своими работами по полчаса в день - больше нельзя: даже в очках глаза сильно напрягаются и бы­стро устают.

Брайль открыл незрячим мир

Специальная библиотека для людей с нарушением зрения об­служивает более 3500 человек. Каждый день здесь полно наро­ду - кто-то читает, кто-то ищет нужную информацию, кто-то слушает аудиодиски. У библио­теки есть филиал в Ливнах, ра­ботают 22 объекта в районных центрах области. Получить не­обходимые знания в храм книги приходят 400 детишек, из них 66 человек - инвалиды по зрению и восемь тотально незрячих.

Библиотека для слепых и слабовидящих людей отличается от других. Здесь три вида книг: книги для слабовидящих – текст в них напечатан очень крупным шрифтом, примерно таким, как печатают книги для малышей, которые только учатся читать. Книги для слепых - большие, го­раздо больше обычных, в них абсолютно белые страницы, на которых в непонятном зрячему человеку порядке расположены крошечные бугорки. Это шрифт Брайля. Такие книги читают на ощупь. Есть в библиотеке так называемые «говорящие книги» - кассеты и диски, на которых за­писаны в звуковом формате произведения русской класси­ческой литературы в исполне­нии известных актеров.

При сильной потере зрения, наверное, самая большая беда в том, что человек теряет спо­собность  читать.  Задумайтесь на миг, насколько важно и необ­ходимо для всех нас чтение. Люди давно осознали это и пы­тались найти метод научить сле­пых людей читать.

Например, уже в далеком 1517 году существовала систе­ма гравировки букв на деревян­ной доске таким образом, что слепой мог узнавать их при по­мощи пальцев рук. Кончики пальцев человека очень чув­ствительны,  и  с  их  помощью слепой может получать инфор­мацию из книги. В большинстве последующих систем использовались выпуклые буквы. Но все они страдали одним недостатком: слепой мог читать, но научится писать было очень сложно, ведь он не мог видеть букву, а это сильно затрудняло дело.

В 1829 году человек по имени Луис Брайль, преподаватель шко­лы слепых и сам слепой, изобрел систему, по которой больной с помощью нехитрого приспособления мог читать и писать.

Основу системы Брайля со­ставляют точки. Представьте себе вытянутую пластинку, на­зываемую еще ячейкой Брайля. На ней в определенной после­довательности размещены вы­пуклые точки - «бугорки». В каж­дой букве-ячейке может быть расположено до трех точек по вертикали и двух по горизонта­ли. Для каждой буквы существует своя комбинация. Точки-бу­горки в каждой ячейке располо­жены на трех уровнях, которые вместе с другими ячейками об­разуют три воображаемые го­ризонтальные линии. Полный алфавит Брайля состоит из 63 комбинаций букв, знаков пре­пинания и сокращений.

Алфавит, разработанный по системе Брайля, один из самых полных и удобных, которые су­ществуют сегодня. Очень многим слепым он помог получить радость чтения и письма. В наше время слепым он помог получить радость чтения и письма. В наше время издается большое количество газет, журналов и книг, тексты которых составлены по системе Брайля. Большим подспорьем для слепых является разговорник, включаю­щий различные тексты. В нем есть и специальный раздел для слепых детей.

- Часть таких книг нам присы­лают из Москвы и Санкт-Петер­бурга, часть мы выпускаем са­ми, - рассказала заведующая от­делом обработки и комплектова­ния литературы Елена Плынская. - Мы стараемся издавать книги о нашем родном крае, его истории, традициях и перспективах. Дети с нарушением зрения не должны чувствовать себя неполноценны­ми и лишними. Они ни в коем случае не должны отставать в ин­теллектуальном развитии от сво­их сверстников. Недавно у нас появились иллюстрированные книги - теперь ребята могут не только читать, но и прощупывать изображения различных рисун­ков. Такие книги у нас пользуют­ся огромным спросом. Кроме то­го, в библиотеке есть диски с за­писями сказок, рассказов, раз­личных обучающих методик. Мы с радостью даем все это перепи­сывать нашим читателям, чтобы они могли изучать материалы до­ма.

Смех без причины...

Елена Николаевна Паршина пришла на фестиваль детского творчества вместе со своей дочкой Мариной. В пять лет у девочки начало резко падать зрение, в итоге ей прописали очки, да еще и одно стеклышко заклеили белой бумагой. Когда Марина отправилась гулять в таких очках, ребята начали по­казывать на нее пальцем, сме­яться и называть «одноглазой».

- Дочка прибежала домой вся в слезах, - вспоминает Елена Ни­колаевна. - Я даже подумать не могла, что детвора начнет поте­шаться над девочкой. Неужели родители не объяснили своим де­тям, что нельзя смеяться над чу­жими недугами! Любой ребенок может оказаться на месте моей Марины. Слава богу, что носить эти очки ей придется не больше года. Врачи сказали, что мы вовремя обратились, зрение еще можно исправить. На фестивале царит очень дружеская атмосфера – все дети здесь равны, они не смотрят друг на друга с удивлением и недоумением. Вот это ме­ня очень порадовало. Моя дочка всегда такая скромная, а тут смеялась и веселилась, забыв и об очках, и о своем плохом зре­нии, и о насмешках сверстников. День фестиваля для всех его участников стал настоящим праздником - не часто здесь та­кое случается. Директор биб­лиотеки Татьяна Алексеевна Морозова уверена, что теперь, когда начало сотрудничества с региональным отделением Все­российского общества слепых положено, развлекательные и познавательные мероприятия в библиотеке станут традицией.

Екатерина АРТЮХОВА

Фото автора

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Сообщения чата
Имя
Опрос: Как вы решаете проблемы со зрением?
 

Авторизация



Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 71 гостей 
Просмотрено статей : 5537924
Индекс цитирования
Оценка качества сайта