Наша жизнь

Главная Тула Образование Школа как лекарство

Школа как лекарство PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 2
ПлохоОтлично 

Тульские известия. 2009. № 228. 24 декабря. С. 3.

На уроке в школеСо следующего года самостоятельность получат школы, ставшие победителями конкурсов в национальном проекте «Образование», и школы, преобразованные в автономные учреждения, а обязательная отчетность таких школ будет резко сокращена в обмен на, естественно, открытость ин­формации о результатах работы.

Дмитрий МЕДВЕДЕВ

Из Послания Президента РФ Федеральному собранию Российской Федерации. 

 Учеба, от которой проходят болезни

Чтобы понять, чем живет конкретная школа, бывает важно увидеть что-то свое, особенное, всегда разное. На­пример, графики, показываю­щие рост числа медалистов и победителей олимпиад, или фотоальбом с фрагментами спектаклей школьного театра, спортивный зал, полный тре­нажеров, или выставку дет­ских работ. В новомосковской средней школе № 1 альфа и омега учебного процесса - список медицинских диаг­нозов учеников. Из 400 детей более половины с малых лет наизусть знают дорогу в больницу. Спазм аккомодации обоих глаз, врожденный ас­тигматизм, врожденная глау­кома, атрофия зрительного нерва - это поле деятельно­сти штатного окулиста. А вот сколиоз, деформация грудной клетки, мышечная гипотония, детский церебральный пара­лич - из записей школьного ортопеда. Помимо основных есть еще, так сказать, фа­культативные болезни, не по профилю учреждения, и имя им легион.

На уроке в школе- Каждую осень вся наша школа со второго по одиннадцатый класс отправляется в однодневный пеший поход...

После такого заявления директора Ирины Руденко непонятно, что за вопросы ей задавать. Какой может быть поход, если, судя по документам, значительная часть школьников с трудом ходят и плохо видят?..

- Я убеждена, что наши ребята могут жить нормально, - продолжает Ирина Юрьевна. - Задача педагогов - научить их всему, что понадобится в жизни, а не только правописанию и тригонометрии. И еще - дать почувствовать, что проблемы со здоровьем не означают отказа от активной жизни.

...Идея общешкольного похода возникла у директо­ра школы четыре года назад. Понятно, что мероприятие по­требовало серьезной подго­товки. Педагоги отправились изучать маршрут, искать ме­сто для стоянки, продумывать разные варианты программы на случай дождя. Был создан штаб - дело-то серьезное...

В первый поход отпра­вилась примерно половина школы. Устраивали состяза­ния и викторины. Те, кому трудно бегать, отличились в песенных и интеллектуальных конкурсах, все болели друг за друга. Потом жгли костры и жарили сосиски... Год от года популярность похода среди учеников и педагогов рас­тет, тех ребят, кому сложно пройти весь маршрут, роди­тели везут на машине. Хотят, чтобы сын или дочь имели возможность быть вместе со всеми.

директор школы...Всякий, кому приходи­лось сталкиваться с пробле­мами семей, где растут дети-инвалиды, знает, как влияет болезнь ребенка на жизнь «ячейки общества». Чаще все­го сына или дочь переводят на домашнее обучение. Причин тому много: обычные болезни грозят серьезными осложне­ниями хронических недугов, так что родители предпочитают перестраховаться. Да и комфортного самочувствия в детском коллективе ребятам с проблемами никто гаранти­ровать не может. Как бы ни старались педагоги следить за порядком, найдется же­лающий самоутвердиться за счет слабого.

- У нас детям хорошо - всяким, разным. Больным и здоровым, с проблемами и без, - уверена Руденко. - Мы никогда не подчеркиваем, кто инвалид, а кто нет. Иногда даже одноклассники не знают, что у ребенка за болезнь. Все диагнозы и подробности - закры­тая информация, так что с детьми и родителями эту тему обсуждать не стоит. Впрочем, есть одно исключение...

Учитель начальных классов Маргарита Ко­валева устроилась в школу № 1 после пятна­дцати лет работы в дру­гом учебном заведении. Перешла вместе с доч­кой-шестиклассницей.

- Вика боялась выйти к доске, впада­ла в полный ступор, - вспоминает Маргарита Анатольевна. - Прак­тически не общалась с одноклассниками - ее дразнили, девочка росла полноватой. Не могла делать уроки из-за страшных головных болей. Медицинский диагноз был серьезным - защемление шейно­го отдела позвоночника лечится трудно и дол­го, требует постоянных усилий, курсов массажа, гимнастики. Тем более там никто не хотел понять, в каком положении оказался подросток.

Для педагогического кол­лектива школы № 1 случай оказался самым рядовым. К доске   девочку сначала ста­рались не вы­зывать, давали возможность адаптировать­ся. Однокласс­ники вели себя дружелюбно — в учебном заведении, где учатся тридцать инвалидов и еще две сотни серьезно боль­ных детей, и не такое видали.

Все постепенно налаживалось, но перелом произошел, ко­гда на первом этаже школы открылась пер­сональная  выставка работ новой ученицы. - Это наша Вика, из на­шего класса! - ребята с гор­достью говорили о том, что учатся вместе с талантливой художницей.

- Какая ты молодец! -слышала девочка от учителей на уроках. Больше она уже не боялась отвечать на вопросы педагогов, общаться с одно­классниками.

...В Послании президен­та Федеральному собранию уделено внимание созданию равных возможностей при обучении детей с подобной судьбой. В будущем году планиоуется поинятие пятилетней государст­венной программы «Доступная среда». По мнению Ирины Руденко, речь идет отнюдь не только о зданиях с панду­сами. Отсутствие барьеров - поня­тие широкое. Это и сохранение здо­ровья, и психоло­гический климат, и индивидуальный подход, и возмож­ности для творче­ского развития.

проверка зрения- В начальной и средней школе у нас открыты коррекционные клас­сы, а в десятом и одиннадцатом все ребята уже учатся вместе, - говорит Ирина Юрьевна. - И на выпускном вечере девочка с ДЦП будет чувствовать себя не хуже прочих. В конкурсах ребята участвуют, и в спортив­ных состязаниях, и в олимпиа­дах. А начинается все непро­сто. Был случай, когда мама ребенка-инвалида несколько месяцев вместе с ним сидела на уроках, боялась оставить одного. Другой мальчик при­шел к нам после домашнего обучения - родители поверили, что здесь ему будет лучше. Сде­лать это им было нелегко - ребенок десять раз пере­нес диабетиче­скую кому...

В классной комнате коррекционного 1 «В» клас­са стены увешаны дипломами пред­шественников ны­нешних учеников. Их учительница Алла Бокарева, по­бедитель конкур­са национального проекта «Образо­вание» прошлого года, - горячая поклонница все­российского про­екта «Познание и творчество».

- Этот конкурс дает возможность участвовать в нем школьникам на­чиная с первого класса, индиви­дуально или кол­лективно. Ребята пишут творческие работы, рисуют, исследуют - и многие занимают призовые места. А еще мы с детьми уча­ствуем в программе «Ступени в экономику», в фестивалях школьных компаний - и тоже весьма успешно.

...Нынешние ученики пока осваивают азы наук - чита­ют букварь, пишут в пропи­сях. Алла Петровна не только дает задания и проверяет их выполнение, но и напомина­ет время от времени: «Сидим ровно, держим спинку». Про­ходит несколько минут - и на­ступает время для разминки. Показывать упражнения то­варищам вызывается Никита. Наклоны, приседания, рывки руками. На доске висит схема - под руководством педагога дети делают гимнастику для глаз. А на перемене можно залезть на шведскую стенку, разуться и походить по орто­педическому коврику.

Лечебная физкультура занимает серьезное место в учебном процессе. Помимо спортзала в школе есть еще кабинет ЛФК, где под руко­водством инструктора идут занятия. Благодаря муници­пальной целевой программе «Решение проблем инва­лидности и инвалидов» шко­ла получила оборудование для восстановления зрения стоимостью более 140 тысяч рублей. Работают секции на­стольного тенниса и шахмат, в группе продленного дня есть сухой бассейн. С городскими оздоровительными центрами заключены договоры, и пла­вать ходят почти все.

разминка в школеПобеда в конкурсе нацио­нального проекта «Образо­вание» стала естественным продолжением  реализации программы развития «Безопасная школа», которая помимо обычных предметов включает «СБО» - социально-бытовую реабилитацию. Часть ребят имеют серьезные патологии зрения и, несмотря на все усилия врачей, в перспективе могут лишиться его вовсе. Для них очень важны навыки ориентировки в про­странстве, развитие тактиль­ных ощущений, социальная адаптация. Но это крайний случай, в основном состояние здоровья детей за время уче­бы улучшается. По итогам ра­боты за последние годы у трех детей снята инвалидность, у 64 процентов улучшилось зрение, почти у 70 процентов - состояние позвоночника, 30 процентов стабильны...

разминка в школе- Когда мы выиграли мил­лион по национальному про­екту, дети писали сочинение, - вспоминает Ирина Юрьев­на. - Предлагали, на что по­тратить деньги. Многое из их пожеланий удалось воплотить в жизнь. Спортивное оборудо­вание, компьютерные классы, мультимедийная аппаратура - все это есть. Пока мечтой остается спортивная площад­ка... Ну и медицинское обо­рудование нам по-прежнему нужно. И финансовая само­стоятельность. У нас особая ситуация, наши дети нуждают­ся в серьезной медицинской помощи. Ведь при ее наличии они могут успешно учиться, развиваться, быть счастли­выми.

Мария МАЛЫШЕВА Фото Елены КУЗНЕЦОВОЙ

 

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Сообщения чата
Имя
Опрос: Как вы решаете проблемы со зрением?
 

Авторизация



Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 83 гостей 
Просмотрено статей : 5381653
Индекс цитирования
Оценка качества сайта

Статьи по теме