Наша жизнь

Главная Тула Правовые основы социальных гарантий Гос. программа ТО "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Тульской области"

Гос. программа ТО "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Тульской области" PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 3
ПлохоОтлично 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

от 2 декабря 2013 г. N 691

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА И СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ"

 

В соответствии с Постановлением правительства Тульской области от 27.12.2012 N 771 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Тульской области", на основании статьи 34 Устава (Основного Закона) Тульской области правительство Тульской области постановляет:

1. Утвердить государственную программу Тульской области "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Тульской области".

2. Управлению пресс-службы правительства Тульской области опубликовать Постановление в средствах массовой информации.

3. Постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.

 

Первый заместитель губернатора Тульской области –

Председатель правительства Тульской области

Ю.М.АНДРИАНОВ

 

Приложение

к Постановлению правительства Тульской области

от 02.12.2013 N 691

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА И СОЦИАЛЬНОЕ

ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ"

(Извлечение)

ПАСПОРТ

государственной программы Тульской области

"Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Тульской области"

 

I. Характеристика текущего состояния, основные показатели, основные проблемы сферы социальной поддержки и социального

обслуживания населения Тульской области

 

Государственная политика в сфере социальной защиты населения в Тульской области определяется особенностями социально-демографической ситуации в регионе:

высокая доля граждан старше трудоспособного возраста (29,4%) и инвалидов (11,2%) в общей структуре населения;

устойчивая численность населения, имеющего среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума.

В Тульской области по состоянию на 1 января 2013 года проживает 173,1 тыс. инвалидов или каждый 9 житель области. В их числе дети-инвалиды - 2,6% (4,5 тыс. чел.), инвалиды трудоспособного возраста - 29,9% (51,7 тыс. чел.), инвалиды пенсионного возраста 67,5% (116,9 тыс. чел.).

Доля инвалидов 1 группы в общей численности взрослых инвалидов составляет - 9,0%, 2 группы - 51,9%, 3 группы - 39,1%. Ряд региональных показателей инвалидности превышает общероссийские. В 2012 году интенсивный показатель первичной инвалидности составлял 76,6% на 10 тысяч населения (в Российской Федерации - 76,4%). Показатели полной реабилитации инвалидов ниже аналогичных показателей по Российской Федерации. У взрослых инвалидов он составляет 5,4% от общего количества переосвидетельствованных (по Российской Федерации - 4,3%), у детей - 4,7% (по Российской Федерации - 6,3%).

В 2011 году Российская Федерация подписала, а в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. В 2013 году проведен мониторинг о соблюдении положений Конвенции о правах инвалидов на территории Тульской области. С целью разработки управленческих решений по повышению доступности объектов и услуг в приоритетных сферах для МГН должны быть паспортизированы все объекты социальной инфраструктуры.

Несмотря на предпринимаемые меры, сопровождающиеся возрастающими объемами финансового обеспечения из бюджета, остается нерешенной важнейшая социальная задача создания равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества.

Наиболее острая проблема связана с тем, что ключевые объекты социальной инфраструктуры остаются до сих пор труднодоступными для многих инвалидов и МГН. Социальные и физические барьеры, как показывает исследование, в немалой мере обусловливают сниженную социальную активность инвалидов и, как следствие, ограничение возможности для реализации личного потенциала этих людей.

Для успеха формирования безбарьерной среды необходимо повысить осознание общества в необходимости решения проблем инвалидности и инвалидов и направить усилие на создание доступной среды, позволяющей инвалидам вести независимый образ жизни.

В системе социального обслуживания Тульской области действуют 36 государственных учреждений социального обслуживания населения. В их числе: 16 стационарных учреждений (7 - общего типа, 7 - психоневрологического профиля, 2 - детских для умственно отсталых детей), 2 профессиональных училища, 16 Центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, 2 комплексных центра социального обслуживания населения.

Социальные услуги ежегодно предоставляются:

в стационарных учреждениях - 3,3 тыс. человек;

в полустационарных отделениях центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов - 8,5 тыс. человек;

в отделениях социального обслуживания на дому - 14,6 тыс. человек;

в специализированных отделениях социально-медицинского обслуживания на дому - 1,3 тыс. человек;

в отделениях срочного социального обслуживания - 107,5 тыс. человек;

в отделениях ночного пребывания и социальной гостинице - более 1 тыс. человек.

Однако потребность населения на услуги стационарного социального обслуживания удовлетворена не полностью. Требует дальнейшего развития нестационарное социальное обслуживание.

Особого внимания требует проблема совершенствования оказания пожилым людям медицинской помощи с целью увеличения средней продолжительности жизни и снижения темпов преждевременной смертности. Граждане в возрасте 70 - 75 лет имеют в среднем до семи различных хронических заболеваний, в том числе психоневрологических. Так, среди лиц, проживающих в домах-интернатах для престарелых и инвалидов региона, более 64% составляют граждане старше 65-летнего возраста. Все они нуждаются в постоянной медицинской помощи и уходе.

Остается актуальной задача решения социально-бытовых проблем пожилых людей в связи с невысоким доходом данной категории граждан, особенно проживающих в отдаленной сельской местности, и ростом цен на предметы первой необходимости (продукты питания, лекарственные препараты). Среди пожилых людей наблюдается низкая социальная активность.

Таким образом, социально-экономические проблемы граждан пожилого возраста носят комплексный характер, их решение требует координации деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Тульской области, широкой общественности.

Проблема оказания действенной помощи лицам без определенного места жительства и отбывшим наказание в виде лишения свободы имеет высокую значимость для обеспечения социальной безопасности государства, носит общественно значимый характер.

К основным проблемам, определяющим недостаточный уровень социальной адаптации лиц без определенного места жительства и отбывших наказание в виде лишения свободы, следует отнести:

отсутствие жилья. Многие лица названной категории утратили связь с семьей, родственниками, и как следствие лишились жилья, а количество мест, для временного размещения, ограничено.

низкая мотивация к труду. Лица, отбывшие наказание в виде лишения свободы, как правило, имеют длительный перерыв в работе, не имеют необходимой квалификации.

В последние годы проводится активная работа по вовлечению негосударственного сектора в систему оказания социальных услуг населению.

Так, СОНКО осуществляется поддержка в виде грантов в соответствии с Законом Тульской области от 30.11.2011 N 1666-ЗТО "О грантах Тульской области социально ориентированным некоммерческим организациям" и долгосрочной целевой программой "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Тульской области на 2012 - 2014 годы", утвержденной Постановлением правительства Тульской области от 10.09.2012 N 501.

Консолидация деятельности органов государственной власти и СОНКО позволит усилить социальную поддержку населения по следующим направлениям:

социальная поддержка граждан пожилого возраста;

социальная адаптация инвалидов и их семей;

развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, деятельности детей и молодежи по приоритетным направлениям государственной молодежной политики;

развитие межнационального сотрудничества;

развитие благотворительности, культурных отношений и социального партнерства;

патриотическое (военно-патриотическое) воспитание граждан.

Министерство труда и социальной защиты Тульской области (далее - министерство) является органом исполнительной власти Тульской области, проводящим на территории области государственную политику в сфере социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, в сфере труда, трудовых и иных связанных с ними отношений, по реализации семейной, демографической политики и деятельности по опеке и попечительству, и осуществляющим полномочия органов государственной власти Тульской области в области содействия занятости населения.

Меры социальной поддержки в виде денежных выплат из бюджета Тульской области предоставляются следующим категориям населения:

ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года;

реабилитированным лицам;

лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий;

бывшим воспитанникам детских домов военного времени 1941 - 1945 годов;

ветеранам боевых действий;

Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда, полным кавалерам ордена Трудовой Славы;

лицам, удостоенным почетного звания Тульской области "Почетный гражданин Тульской области";

гражданам, достигшим 100-летнего возраста;

специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа);

ветеранам труда Тульской области;

гражданам, награжденным медалью "За выдающиеся достижения в создании оборонной техники";

малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам;

малоимущим многодетным семьям;

гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами вследствие поствакцинального осложнения;

детям отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации.

Министерство координирует реализацию 3-х государственных программ Тульской области и 32 региональных законов.

Различные меры социальной поддержки, социальные выплаты и пособия предоставляются свыше 900 тыс. жителей области. Денежные выплаты, предоставляемые органами социальной защиты населения в соответствии с федеральным и региональным законодательством, получают около 600 тысяч граждан, проживающих и работающих на территории Тульской области. Различные виды социальных выплат (единые денежные выплаты на жилищно-коммунальные услуги, единые денежные выплаты региональным льготникам) получают 380 тысяч категорированных жителей области.

На указанные цели из бюджета региона, с учетом межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, в 2012 году направлено свыше 5,6 млрд. руб., в 2013 году предусмотрено 6,01 млрд. рублей.

В последние годы в регионе существенно расширена нормативная правовая база, регулирующая предоставление различных мер социальной поддержки семей с детьми. Семьям с детьми предоставляется свыше 20 видов пособий и иных денежных выплат, более 50,0% из бюджета области.

В государственной программе сформулированы цели и определены задачи, решение которых обеспечит соблюдение прав и законных интересов большей части населения Тульской области на получение мер социальной поддержки, организацию социального обслуживания с учетом растущих потребностей различных групп граждан, предоставление государственных услуг в социальной сфере, повышение их доступности, качества и эффективности.

 

II. Цели и задачи, прогноз развития, прогноз конечных

результатов государственной программы, характеризующих

целевое состояние (изменение состояния) социальной сферы

Цели государственной программы "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Тульской области" (далее - государственная программа):

1. Создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки и социальных выплат в Тульской области.

2. Обеспечение доступности и повышение качества социального обслуживания и социальной защиты населения, обеспечение предоставления начального профессионального образования для инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в образовательных организациях системы социальной защиты населения.

3. Создание условий для обеспечения беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Тульской области.

4. Формирование организационных и социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения качества жизни граждан пожилого возраста, повышению степени их социальной защищенности, предоставлению гражданам пожилого возраста доступа к услугам социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры и досуга.

5. Создание условий для социальной адаптации лиц без определенного места жительства и отбывших наказание в виде лишения свободы, способствующих снижению рецидивной преступности в Тульской области.

6. Создание условия для конкурентной системы государственной поддержки СОНКО, оказывающих социальные услуги, в том числе формирование и развитие организационных, правовых, финансовых и социально-экономических условий для деятельности СОНКО, направленных на решение актуальных социальных проблем, развитие человеческого капитала, повышение доступности предоставляемых населению социальных услуг.

Для достижения целей государственной программы необходимо обеспечить решение следующих задач:

1. Обеспечение граждан мерами социальной поддержки и социальными выплатами в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

2. Создание условий для обеспечения доступности и повышения качества социального обслуживания и социальной поддержки населения, повышения качества начального профессионального образования для инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья.

3. Совершенствование нормативно-правовой и организационной основы создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Тульской области.

4. Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Тульской области.

5. Повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в Тульской области.

6. Информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Тульской области.

7. Преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Тульской области.

8. Укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения Тульской области.

9. Содействие распространению добровольческой деятельности, волонтерского и тимуровского движения.

10. Поддержание активной жизненной позиции и социального долголетия граждан пожилого возраста.

11. Развитие сети специализированных учреждений, осуществляющих деятельность, направленную на социальную адаптацию и реабилитацию лиц без определенного места жительства и отбывших наказание в виде лишения свободы.

12. Разработка новых форм социального сопровождения лиц без определенного места жительства и отбывших наказание в виде лишения свободы, направленных на восстановление утраченных социальных связей.

13. Обеспечение условий для увеличения объемов и повышения качества услуг, предоставляемых СОНКО, включая расширение масштабов инновационных проектов в социальной сфере.

14. Обеспечение условий для создания новых рабочих мест в секторе СОНКО, расширения добровольческого участия граждан в деятельности СОНКО и увеличения объема благотворительных пожертвований частных лиц и организаций.

15. Развитие инфраструктуры и расширение масштабов предоставления информационной, образовательной и консультационной поддержки СОНКО.

По итогам реализации государственной программы ожидается достижение следующих результатов:

обеспечение социальной поддержкой 100,0% жителей Тульской области, имеющих право на меры социальной поддержки, установленные федеральным и региональным законодательством;

увеличение доли граждан, получивших социальные услуги, до 100,0% от количества обратившихся граждан, имеющих право на получение социальных услуг, в учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

ввод в эксплуатацию после завершения строительства, капитального ремонта зданий, помещений, инженерных сетей и сооружений в 4 государственных учреждениях социального обслуживания населения Тульской области;

увеличение числа СОНКО, участвующих в конкурсах социально значимых проектов, с целью повышения доступности и качества социальных услуг с 15,0% до 80,0%;

увеличение доли приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности Тульской области по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов с 20,0% до 70,0%;

обеспечение деятельности министерства труда и социальной защиты населения Тульской области и подведомственных учреждений социального обслуживания и социальной защиты населения.

В целом реализация мероприятий государственной программы создаст основу для снижения уровня бедности, сокращения неравенства, улучшения социального климата в обществе, преодоления социальной разобщенности в обществе и формирования позитивного отношения к проблемам жизнедеятельности инвалидов и других МГН, привлечения СОНКО в сферу социального обслуживания населения с целью повышения доступности и качества предоставляемых населению социальных услуг.

III. Этапы и сроки реализации государственной программы

Государственная программа реализуется в один этап - 2014 - 2020 годы.

 

VI. Текст подпрограмм, региональных программ Тульской области и основных мероприятий органов

исполнительной власти Тульской области, включенных в государственную программу

 

ПАСПОРТ

подпрограммы 1 "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан"

1. Содержание проблемы и обоснование ее решения программно-целевым методом

Целью подпрограммы является создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки и социальных выплат в Тульской области.

Организация своевременного и в полном объеме обеспечения мерами социальной поддержки, социальными выплатами отдельных категорий граждан, совершенствование норм законодательства, регулирующего правоотношения в сфере предоставления социальных выплат является важным направлением государственной политики в Тульской области.

Основные направления в данной сфере определены федеральным законодательством, законодательством Тульской области, иными нормативными правовыми актами.

Социальные выплаты за счет средств бюджета области получают труженики тыла, ветераны труда, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, лица, удостоенные региональных почетных званий, имеющие особые заслуги, государственные гражданские служащие Тульской области, граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию, отдельные категории специалистов.

Размеры социальных выплат ежегодно индексируются исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

С 2010 года в области предоставляется отдельным категориям граждан 50,0% скидка в оплате жилищно-коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной выплаты.

Размер денежной выплаты гражданам определяется индивидуально в соответствии с действующим законодательством на основании информации о фактических объемах потребленных жилищно-коммунальных услуг за месяц, предшествующий месяцу, в котором производится расчет денежной выплаты, а также объемах потребленного топлива, бытового газа в баллонах и затрат на транспортные услуги по их доставке. Общий размер денежной выплаты состоит из суммы денежных выплат на каждый из видов предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, которыми пользуется гражданин.

Педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, предоставляется компенсация на оплату жилого помещения и отопления в размере 100,0% начисленной за месяц платы за общую площадь жилого помещения, отопления и освещения. Размер компенсации педагогическим работникам определяется индивидуально в соответствии с действующим законодательством на основании информации о фактических объемах потребленных услуг по отоплению (в том числе электроотопление) и освещению за месяц, предшествующий месяцу, в котором производится расчет компенсации, а также объемах потребленного топлива и затрат на транспортные услуги по его доставке.

С целью улучшения материального положения ветеранам боевых действий, членам их семей предоставляются ежемесячные и ежегодные денежные выплаты, путевки для летнего отдыха, новогодние подарки для несовершеннолетних детей, матерям праздничные подарки к международному женскому дню 8 марта.

 

2. Цели и задачи подпрограммы

С учетом приоритетов определена цель подпрограммы - создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки и социальных выплат в Тульской области.

Задача подпрограммы - обеспечение граждан мерами социальной поддержки и социальными выплатами в соответствии с федеральным и региональным законодательством включает в себя:

выполнение обязательств в отношении граждан-получателей мер социальной поддержки и социальных выплат;

расширение масштабов адресной социальной поддержки, оказываемой населению в целях более эффективного использования средств бюджета области;

обеспечение максимального охвата жителей Тульской области, имеющих право на социальные выплаты в соответствии с федеральным и региональным законодательством;

повышение качества предоставляемых государственных услуг и уровня удовлетворенности получателей мер социальной поддержки, социальных выплат.

 

6. Социально-экономическая эффективность подпрограммы

Оценка эффективности реализации подпрограммы проводится на основе сравнения достигнутых значений показателей с плановыми значениями.

Ожидаемый вклад реализации подпрограммы государственной программы выразится в:

выполнении обязательств по предоставлению социальных выплат отдельным категориям граждан своевременно и в полном объеме;

освоении средств федерального бюджета по обеспечению жилым помещением отдельных категорий граждан в соответствии с федеральным законодательством.

 

 

ПАСПОРТ

подпрограммы 2 "Обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания населения и государственных

учреждений, осуществляющих функции в сфере социальной защиты населения"

1. Содержание проблемы и обоснование ее решения программно-целевым методом

Социальное обслуживание и социальная защита населения Тульской области являются важными направлениями государственной социальной политики в Тульской области.

Меры социального обслуживания и социальной защиты населения Тульской области определены федеральным законодательством, законодательством Тульской области.

С каждым годом потребность в государственных услугах растет и требует не только сохранения имеющегося спектра услуг, но и его расширения с учетом реальной потребности населения, в том числе услуг, оказываемых на платной основе.

Несмотря на суммарное ежегодное увеличение объема предоставляемых социальных услуг и численности их получателей, вопрос всеобщей доступности и качества предоставляемых услуг до настоящего времени остается нерешенным. Обеспечить доступность государственных услуг возможно путем повышения эффективности деятельности государственных учреждений социального обслуживания населения и социальной защиты населения.

Таким образом, проблема обеспечения доступности и повышения качества социального обслуживания и социальной защиты населения, носит комплексный характер, ее решение требует координации деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Тульской области, общественности.

Реализация программно-целевого подхода при решении вопросов обеспечения деятельности государственных учреждений социального обслуживания населения и государственных учреждений, осуществляющих функции в сфере социальной защиты населения Тульской области в рамках подпрограммы позволит обеспечить комплексное решение проблемы социальной поддержки указанной категории жителей региона, расширить сеть учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста Тульской области, повысить эффективность действующих учреждений Тульской области путем укрепления их материально-технической базы и развития услуг.

Последовательное решение поставленных задач через реализацию подпрограммных мероприятий, с использованием программно-целевого метода, обеспечит более эффективное использование бюджетных ресурсов и ориентированность на достижение планируемых результатов.

 

2. Цели и задачи подпрограммы

Цель подпрограммы - обеспечение доступности и повышение качества социального обслуживания и социальной защиты населения, обеспечение предоставления начального профессионального образования для инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в образовательных организациях системы социальной защиты населения.

В связи с этим задачей в сфере реализации подпрограммы является создание условий для обеспечения доступности и повышения качества социального обслуживания и социальной поддержки населения, повышения качества начального профессионального образования для инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

6. Социально-экономическая эффективность

подпрограммы

Оценка эффективности реализации подпрограммы проводится на основе сравнения достигнутых значений показателей с плановыми значениями.

Ожидаемый вклад реализации подпрограммы выразится в структурной и технологической модернизации учреждений социальной сферы, что в свою очередь позволит обеспечить доступность и повышение качества социального обслуживания населения, создать условия для обеспечения доступности и повышения качества начального профессионального образования для инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в возрасте от 14 до 40 лет в образовательных организациях системы социальной защиты населения.

 

ПАСПОРТ

Подпрограммы  "Доступная среда"

1. Содержание проблемы и обоснование ее решения программно-целевым методом

Ратификация Российской Федерацией в 2012 году Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, от 13.12.2006 (далее - Конвенция) фактически утвердила ее принципы как базовые при реализации политики в отношении инвалидов. Поэтому задача интеграции инвалидов в общество относится к приоритетам развития сложившейся системы социальной поддержки населения.

Специфика социально-демографической структуры населения Тульской области проявляется в высоком удельном весе инвалидов и других МГН в общей численности населения.

По состоянию на 1 января 2013 года в регионе проживают более 1,5 миллиона человек. Из них 29,4% - люди пенсионного возраста, 15,0% - дети. Доля инвалидов в общей численности населения составляет 11,2%.

Высокий процент людей пенсионного возраста в социально-демографической структуре населения (почти одна треть) значительно превышает среднестатистический уровень по стране и ускоряет процесс старения населения Тульской области.

По состоянию на 1 июля 2013 года численность инвалидов составила 170,4 тыс., а это каждый 9 житель области. В их числе дети-инвалиды - 2,5% (4,2 тыс. чел.), инвалиды трудоспособного возраста - 29,9% (51,0 тыс. чел.), инвалиды пенсионного возраста 67,6% (115,2 тыс. чел.).

В структуре инвалидности традиционно преобладают более тяжелые группы инвалидности. Доля инвалидов 1 группы в общей численности взрослых инвалидов составляет - 9,0%, 2 группы - 51,9%, 3 группы - 39,1%.

По состоянию на 1 января 2013 в регионе проживают более 2 тысяч инвалидов-колясочников, около 3-х тысяч инвалидов по зрению, почти тысяча инвалидов с тотальной глухотой и более 9 тыс. инвалидов, использующих протезно-ортопедические изделия для осуществления жизнедеятельности.

С 2003 года количество инвалидов в регионе возросло почти на 36 тысяч человек. Особенно большой рост числа инвалидов пришелся на период с 2004 по 2008 годы. Ежегодный прирост в этот период составлял от 10 до 15 тысяч человек.

С 2008 по 2012 год численность инвалидов уменьшилась с 184,4 до 173,1 тыс. человек (2008 - 184,4 тыс. чел., 2009 - 184,3 тыс. чел., 2010 - 179,9 тыс. чел., 2011 - 174,1 тыс. человек). Количество детей-инвалидов уменьшилось с 5,0 до 4,5 тысяч человек.

Анализ сложившейся ситуации свидетельствует о стабилизации в Тульской области численности инвалидов, с некоторой тенденцией к сокращению. Вместе с тем, такая ситуация на фоне низких показателей полной реабилитации и демографической структуры инвалидности является негативной.

Ряд региональных показателей инвалидности превышает общероссийские. Так в 2012 году интенсивный показатель первичной инвалидности составлял 76,6% на 10 тысяч населения (в Российской Федерации - 76,4%). Показатели полной реабилитации инвалидов ниже аналогичных показателей по Российской Федерации. У взрослых инвалидов он составляет 5,4% от общего количества переосвидетельствованных (по Российской Федерации - 4,3%), у детей - 4,7% (по Российской Федерации - 6,3%).

На протяжении последних 15 лет проблемы реабилитации и социальной интеграции инвалидов с обществом решались в регионе в рамках долгосрочных целевых программ.

В рамках реализации этих программ реконструировались объекты социальной инфраструктуры в муниципальных образованиях, приобреталось промышленное оборудование для специализированных предприятий, учрежденных общественными организациями инвалидов, с целью сохранения и создания специализированных рабочих мест, осуществлялась комплексная реабилитация инвалидов с получением профессии и содействием в трудоустройстве, укреплялась материально-техническая база учреждений реабилитационной направленности, проводились спортивные и культурно-массовые мероприятия для инвалидов и детей-инвалидов.

Однако, несмотря на предпринимаемые меры, сопровождающиеся возрастающими объемами финансового обеспечения из бюджета, остается нерешенной важнейшая социальная задача создания равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества. В числе наиболее важных проблем стоит проблема доступности услуг, оказываемых этой категории граждан в приоритетных объектах социальной сферы, и в первую очередь, сфере здравоохранения, социальной защиты, образования, спорта и физической культуры, транспорта.

Проведенный в 2013 году мониторинг соблюдения положений Конвенции о правах инвалидов выявил ряд положительных и отрицательных аспектов в реализации политики формирования доступной среды жизнедеятельности в Тульской области.

Наиболее острая проблема связана с тем, что ключевые объекты социальной инфраструктуры остаются до сих пор труднодоступными для многих инвалидов и МГН. Социальные и физические барьеры, как показывает исследование, в немалой мере обусловливают сниженную социальную активность инвалидов и, как следствие, ограничение возможности для реализации личного потенциала этих людей.

Частичная доступность инфраструктуры (65%) для людей с ограниченными возможностями привела к усилению их зависимости от посторонней помощи и ограничению участия во многих сферах жизни общества.

В то же время весьма позитивным является тот факт, что респонденты из всех групп, включая не инвалидов, в целом согласны с существованием проблемы доступной среды жизнедеятельности для данных групп населения.

Для успеха формирования безбарьерной среды необходимо повысить осознание общества в необходимости решения проблем инвалидности и инвалидов и направить усилие на создание доступной среды, позволяющей инвалидам вести независимый образ жизни.

Комплексный подход к социальной интеграции людей с ограниченными возможностями с обществом может быть обеспечен одновременным расширением спектра доступных услуг, оказываемых инвалидам, повышением их качества и устранением физических барьеров в различных сферах жизнедеятельности МГН.

Для повышения качества и увеличения объема услуг по предоставлению всего комплекса мер социальной помощи и поддержки инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также устранения негативного влияния физического окружения на условия жизни инвалидов необходимо:

разработать механизм межведомственного взаимодействия для решения поставленных задач с вовлечением профильных министерств, муниципальных образований, общественных организаций инвалидов;

организовать постоянный мониторинг среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН;

объективно оценить существующие потребности инвалидов, уточнить барьеры и разработать меры по их ликвидации для достижения максимального эффекта от вложенных ресурсов;

расширить спектр доступных услуг, оказываемых людям с ограничением жизнедеятельности;

реализовать комплекс мероприятий по адаптации инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН для обеспечения беспрепятственного доступа к приоритетным объектам (здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты населения, занятости, физической культуры и спорта, транспортной инфраструктуры);

снизить степень социальной разобщенности среди инвалидов и граждан, не имеющих ограничений жизнедеятельности.

Начальный этап паспортизации объектов социальной инфраструктуры (далее - ОСИ) выявил условную доступность для МГН основной массы зданий, в которых расположены государственные учреждения Тульской области. Аналогичная тенденция прослеживается в муниципальных учреждениях, оказывающих услуги населению.

Оборудование ОСИ пандусами не обеспечивает полной доступности учреждений и организаций для МГН. Многие здания, занимаемые организациями и учреждениями, невозможно полностью адаптировать для всех категорий инвалидов по техническим причинам. Поэтому при формировании адресных программ по адаптации конкретных ОСИ следует применять комплексный подход с применением архитектурных решений, технических средств адаптации, современных информационных технологий и организационных мер.

Паспортизация позволит определить объемы финансирования необходимые для адаптации действующих ОСИ в различных сферах жизнедеятельности и определить рациональное расходование бюджетных средств с учетом приоритетности ОСИ и максимальную возможность степени их адаптации.

2. Цели и задачи подпрограммы

Целью подпрограммы является создание условий для обеспечения беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Тульской области.

Задачи подпрограммы:

1. Совершенствование нормативно-правовой и организационной основы создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Тульской области.

2. Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Тульской области.

3. Повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в Тульской области.

4. Информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Тульской области.

5. Преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Тульской области.

 

6. Социально-экономическая эффективность подпрограммы

Оценка эффективности подпрограммы будет ежегодно производиться на основе использования системы целевых показателей, которая обеспечит мониторинг ситуации в сфере обеспечения беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН за оцениваемый период с целью уточнения задач и мероприятий подпрограммы.

Реализация подпрограммы позволит:

увеличить долю инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов Тульской области с 40,1% до 65,0%;

принять не менее 11 нормативных правовых актов Тульской области о корректировке подпрограммы с учетом итогов реализации и привлечения средств федерального и муниципального бюджетов;

увеличить долю приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности Тульской области по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных с 20,0% до 70,0%;

увеличить долю доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов с 27,8% до 55,0%;

увеличить долю общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных организаций с 1,8% до 40,6%;

увеличить долю организаций профессионального образования, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушения развития, в общем количестве организаций профессионального образования с 4,4% до 76,7%;

увеличить долю объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, среди общего количества объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Тульской области с 60,0% до 100,0%;

увеличить долю парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке этого подвижного состава с 4,7% до 26,5%;

увеличить количество созданных рабочих мест для инвалидов на специализированных предприятиях, в рамках поддержки программ общественных организации инвалидов по созданию рабочих мест с 71 до 90;

увеличить долю инвалидов, обеспеченных ТСР в соответствии с региональным перечнем в рамках исполнения индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов Тульской области, нуждающихся в ТСР, с 35,2% до 72,2%;

увеличить долю инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидности, в общей численности опрошенных инвалидов в Тульской области с 40,6% до 60,2%;

увеличить количество часов субтитрированного эфирного времени на региональном телевидении с 234 до 854;

увеличить долю лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения, с 7,4% до 24,2%.

 

ПАСПОРТ

подпрограммы 4 "Повышение качества жизни старшего поколения Тульской области"

1. Содержание проблемы и обоснование ее решения программно-целевым методом

Современная демографическая ситуация в Тульской области, как и в целом по Российской Федерации, характеризуется тенденцией увеличения доли пожилых людей, что соответствует общемировому процессу старения населения.

В перспективе старение населения повлияет на возрастную структуру общества и приведет к дальнейшему увеличению доли пожилых людей в общей численности населения Тульской области. При этом опережающими темпами будет расти численность лиц в возрасте 80 лет и старше.

Тульская область входит в группу регионов со сложной демографической ситуацией. Демографическое развитие Тульской области характеризуется рядом неблагоприятных факторов: естественной убылью населения, высоким уровнем смертности, демографическим старением населения.

Удельный вес населения пенсионного возраста на начало 2013 года составил 27,7% что существенно превышает показатели по Российской Федерации (22,2%) и по Центральному федеральному округу (24,7%). Средний возраст населения региона - 42,3 года (РФ - 39,0 лет, ЦФО - 40,9 лет). В области самая низкая доля трудоспособного населения - 59,1% (РФ - 61,6%, ЦФО - 61,4%).

Изменения, связанные с процессами переустройства общественной жизни, в значительной мере влияют на положение и социальное самочувствие пожилых людей, которым сложно адаптироваться в динамично меняющихся экономических и социально-культурных условиях.

Возможности пожилых людей по осуществлению полноценного участия в жизни общества значительно ограничены.

Социальную поддержку пожилых людей оказывают 32 учреждения системы социальной защиты населения Тульской области различного профиля, в том числе 14 домов-интернатов, 18 полустационарных учреждений социального обслуживания.

Ежегодно в различных отделениях полустационарного типа социальные услуги получают около 9 тысяч человек. Почти 14 тысяч пенсионеров, частично утративших способность к самообслуживанию, получают надомные услуги. В домах-интернатах проживает около 3 тысяч человек, в том числе более 1200 граждан пожилого возраста. Более 50% составляют лица старше 70 лет, причем увеличивается количество долгожителей - граждан старше 85 лет.

Состояние материально-технической базы действующих домов-интернатов региона в целом позволяет удовлетворять потребности населения в социальных услугах и повышать их качество. Это стало возможным благодаря обновлению устаревших основных фондов и внедрению современного технологического и медицинского оборудования за счет установки приборов учета, контроля и регулирования расхода тепловой энергии, горячей и холодной воды, обязательного применения процедуры конкурсного отбора при закупках лекарственных средств, продуктов питания, мягкого инвентаря, повышения квалификации медицинского и обслуживающего персонала.

Вместе с тем требуют решения проблемы в сфере медико-социального обслуживания пожилых людей. Спрос на медико-социальные услуги, предоставляемые государственными учреждениями социального обслуживания и учреждениями здравоохранения, в настоящее время удовлетворен не полностью.

Это обусловлено значительной численностью пожилых людей с выраженной социальной недостаточностью, экономической зависимостью и неудовлетворительным состоянием здоровья.

В регионе сформировалась устойчивая очередь на надомное и стационарное социальное обслуживание.

На 1 января 2013 года в листе ожидания путевки в дома-интернаты находятся более 120 заявлений.

Наличие очередности, ожидание места в течение продолжительного времени вступает в противоречие с основными принципами деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Статьей 3 Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" законодательно закреплена ответственность органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав указанной категории граждан в сфере социального обслуживания.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 года N 1063-р одобрен социальный норматив обеспеченности домами-интернатами для престарелых и инвалидов - 30 мест на 10 тысяч населения. С учетом данного норматива в домах-интернатах необходимо иметь не менее 4500 мест (фактически в настоящее время в Тульской области 2988 мест).

Особого внимания требует проблема совершенствования оказания пожилым людям медицинской помощи с целью увеличения средней продолжительности жизни и снижения темпов преждевременной смертности. Граждане в возрасте 70 - 75 лет имеют в среднем до семи различных хронических заболеваний, в том числе психоневрологических. Так, среди лиц, проживающих в домах-интернатах для престарелых и инвалидов региона, более 64% составляют граждане старше 65-летнего возраста. Все они нуждаются в постоянной медицинской помощи и уходе.

Остается актуальной задача решения социально-бытовых проблем пожилых людей в связи с невысоким доходом данной категории граждан, особенно проживающих в отдаленной сельской местности, и ростом цен на предметы первой необходимости (продукты питания, лекарственные препараты). Среди пожилых людей наблюдается низкая социальная активность.

Таким образом, социально-экономические проблемы граждан пожилого возраста носят комплексный характер, их решение требует координации деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Тульской области, общественности.

Реализация программно-целевого подхода к решению вопросов повышения качества жизни пожилых граждан в Тульской области в рамках подпрограммы позволит обеспечить комплексное решение проблемы социальной поддержки указанной категории жителей региона, расширить сеть учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста Тульской области, повысить эффективность действующих учреждений Тульской области путем укрепления их материально-технической базы и развития услуг.

 

2. Цели и задачи подпрограммы

Система социальной защиты населения представляет собой комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством для отдельных категорий населения.

Целью подпрограммы "Повышение качества жизни старшего поколения" государственной программы "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Тульской области" является формирование организационных и социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни граждан пожилого возраста, повышению степени их социальной защищенности, предоставлению гражданам пожилого возраста доступа к услугам социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры и досуга.

В связи с этим приоритетными задачами в сфере реализации подпрограммы являются:

укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения Тульской области;

содействие распространению добровольческой деятельности, волонтерского и тимуровского движения;

поддержание активной жизненной позиции и социального долголетия граждан пожилого возраста.

 

6. Социально-экономическая эффективность подпрограммы

Реализация мероприятий, предусмотренных подпрограммой, позволит осуществить меры по улучшению положения и качества жизни граждан пожилого возраста, повышению степени их социальной защищенности, предоставлению гражданам пожилого возраста доступа к услугам учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры и досуга, в том числе:

ввод в эксплуатацию после завершения строительства, капитального ремонта зданий, помещений, инженерных сетей и сооружений в 4 государственных учреждениях социального обслуживания населения Тульской области;

приобретение 6 единиц специального автомобильного транспорта для стационарных учреждений социального обслуживания Тульской области;

строительство спальных корпусов в двух стационарных учреждениях социального обслуживания Тульской области;

проведение 70 мероприятий по оказанию помощи гражданам пожилого возраста с привлечением волонтеров и представителей тимуровского движения;

проведение 350 массовых культурно-развлекательных мероприятий с учетом потребностей граждан пожилого возраста;

организация проведения курсов повышения компьютерной грамотности для 5000 граждан пожилого возраста.

 

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Сообщения чата
Имя
Опрос: Как вы решаете проблемы со зрением?
 

Авторизация



Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 52 гостей 
Просмотрено статей : 5385222
Индекс цитирования
Оценка качества сайта

Статьи по теме