Наша жизнь


Проф. стандарт тьютора PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 2
ПлохоОтлично 

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 10 января 2017 г. N 10н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

"СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ"

(Извлечение)

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266; 2016, N 21, ст. 3002), приказываю:

Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Специалист в области воспитания".

Министр

М.А.ТОПИЛИН

 

Утвержден

приказом Министерства труда

и социальной защиты

Российской Федерации

от 10 января 2017 г. N 10н

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.4.2. Трудовая функция

Наименование: Организация социально и личностно значимой деятельности группы обучающихся

Код: D/02.6   Уровень (подуровень) квалификации: 6

Трудовые действия:

Реализация мер по формированию микросреды и психологического климата, благоприятных для каждого обучающегося;

                Организация творческой деятельности обучающихся в целях их духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития;

                Поддержка обучающихся в адаптации к новым жизненным ситуациям, жизнедеятельности в различных социальных условиях;

                Проведение с группой обучающихся мероприятий, экскурсий, направленных на формирование у них социальной компетентности;

                Ознакомление обучающихся с возможностями получения дополнительного образования и организации досуга в образовательных организациях и по месту жительства;

Оказание педагогической поддержки обучающимся в реализации ими индивидуального маршрута и в жизненном самоопределении.

Необходимые умения:

Применять педагогические методы формирования воспитывающей атмосферы в образовательной организации;

Обеспечивать формирование пространства самореализации обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей;

Оказывать консультативную помощь обучающимся в самоопределении, выборе сферы будущей профессиональной деятельности;

Применять технологии профессиональной ориентации обучающихся, формирования профессиональной идентичности у студентов;

Реализовывать меры по формированию в образовательной организации благоприятного психологического климата, позитивного общения;

Применять технологии развития ценностно-смысловой сферы личности, опыта нравственных отношений, представлений об эталонах взаимодействия с людьми;

Проводить творческие мероприятия, экскурсии, обеспечивающие формирование у обучающихся социальной компетентности;

Организовывать деятельность группы и микрогрупп обучающихся в целях гражданско-патриотического, духовно-нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания;

Организовывать досуговую занятость обучающихся;

Проводить мероприятия по ознакомлению обучающихся с возможностями получения дополнительного образования в образовательных организациях и по месту жительства;

Применять методы, приемы, способы мотивации обучающихся к саморазвитию и самореализации в досуговой деятельности;

Оказывать консультативную помощь обучающимся в проектировании своего будущего, выборе будущей профессиональной деятельности;

Проводить мероприятия по профессиональной ориентации обучающихся, формированию профессиональной идентичности у студентов;

Осуществлять педагогическое сопровождение деятельности органов ученического самоуправления в группе обучающихся;

Осуществлять педагогическую поддержку деятельности общественных объединений обучающихся;

Применять технологии педагогической диагностики для анализа динамики воспитательного процесса в группе обучающихся;

Реализовывать педагогические методы организации оценочной деятельности обучающихся, формирования у них навыков самооценки.

Необходимые знания:

Нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством;

Требования охраны труда, жизни и здоровья обучающихся при проведении занятий, мероприятий в образовательной организации и вне организации;

Приоритеты воспитания, отраженные в законодательных актах, государственных стратегиях и программах воспитания;

Возрастные особенности обучающихся и особенности организации воспитательного процесса с группами обучающихся разного возраста;

Педагогические технологии мотивации обучающихся к самореализации;

Технологии педагогической поддержки обучающихся в реализации ими индивидуальных маршрутов в коллективной деятельности;

Формы и методы организации различных видов социально значимой развивающей деятельности группы и микрогрупп обучающихся в рамках гражданско-патриотического, духовно-нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания;

Методика проведения творческих мероприятий, экскурсий, обеспечивающих формирование у обучающихся социальной компетентности;

Методические основы организации досуговой деятельности обучающихся;

Формы и методы ознакомления обучающихся с возможностями получения дополнительного образования и организации досуга;

Формы и методы оказания консультативной помощи обучающимся в проектировании своего будущего, выборе профессии;

Методические основы профессиональной ориентации обучающихся, формирования профессиональной идентичности у студентов;

Технологии развития самоуправления в группе обучающихся и деятельности общественных объединений;

Технологии педагогической диагностики, подходы к анализу динамики воспитательного процесса в группе обучающихся;

Приемы, методики организации оценочной деятельности обучающихся, формирования у них навыков самооценки.

3.6. Обобщенная трудовая функция

Наименование: Тьюторское сопровождение обучающихся

Код: F     Уровень квалификации: 6

Возможные наименования должностей, профессий: Тьютор

Требования к образованию и обучению:

                Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки"

либо

Высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства;

                Требования к опыту практической работы -

                Особые условия допуска к работе:

Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации;

Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3.6.1. Трудовая функция

Наименование: Педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.

Код: F/01.6   Уровень (подуровень) квалификации: 6

Трудовые действия:

                Выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений обучающихся в процессе образования;

                Организация участия обучающихся в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;

                Педагогическое сопровождение обучающихся в реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;

                Подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса;

                Педагогическая поддержка рефлексии обучающимися результатов реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;

                Организация участия родителей (законных представителей) обучающихся в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;

                Участие в реализации адаптивных образовательных программ обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

Необходимые умения:

                Применять методы педагогической диагностики для выявления индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем обучающихся;

                Осуществлять педагогическую поддержку обучающихся в проявлении ими образовательных потребностей, интересов;

Оказывать помощь обучающимся в оформлении ими индивидуального образовательного запроса;

Проводить работу по выявлению и оформлению индивидуальных образовательных запросов обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся;

Консультировать обучающихся по вопросам разработки индивидуального образовательного маршрута, проекта;

Консультировать обучающихся с ОВЗ и инвалидностью по вопросам их участия в проектировании и реализации адаптированных образовательных программ;

Оказывать консультативную поддержку обучающимся в процессе их профессионального самоопределения;

Применять технологии педагогической поддержки обучающихся при разработке ими индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;

Реализовывать меры по формированию благоприятного психологического климата, позитивного общения субъектов образования;

Выстраивать доверительные отношения с обучающимся и его окружением в ходе реализации индивидуального учебного плана;

Учитывать возрастные особенности обучающихся в процессе тьюторского сопровождения обучающихся;

Проводить развивающие игры, рефлексивные тьюториалы с обучающимися дошкольного и начального общего образования;

Проводить беседы, тренинги, деловые игры, рефлексивные тьюториалы с обучающимися основного и среднего общего образования;

Проводить беседы, консультации, игры, творческие мероприятия для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся;

Предоставлять обучающемуся выбор форм и содержания деятельности с учетом его возраста и индивидуальных особенностей.

Осуществлять делегирование ответственности обучающемуся за разработку и реализацию индивидуального образовательного маршрута с учетом его возраста и индивидуальных особенностей;

Осуществлять педагогическую поддержку образовательных инициатив обучающихся и реализации ими индивидуальных проектов;

Осуществлять взаимодействие с педагогами, родителями (законными представителями) обучающихся в целях поддержки обучающихся;

Организовывать анализ обучающимися результатов реализации индивидуального учебного плана и (или) адаптированной образовательной программы;

Организовывать участие родителей (законных представителей) обучающихся в проведении мероприятий с обучающимися;

Проводить индивидуальные и групповые консультации с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам реализации индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;

Использовать дистанционные технологии общения и коллективной работы с обучающимися;

Реализовывать адаптированную образовательную программу обучающегося с ОВЗ и инвалидностью с применением методов прикладного анализа поведения;

Осуществлять применение различных видов рабочей документации в целях эффективного тьюторского сопровождения обучающихся;

Оказывать обучающимся первую помощь.

Необходимые знания:

                Законодательные акты в области образования, образовательные и профессиональные стандарты; нормативные правовые основы тьюторского сопровождения в образовании;

                Теоретические и методические основы тьюторской деятельности;

Технологии тьюторского сопровождения в образовании, педагогического сопровождения и педагогической поддержки обучающихся;

Основы разработки индивидуальных учебных планов обучающихся;

Основы разработки адаптированных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;

Технологии индивидуализации образования и педагогического сопровождения проектирования и реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов;

Особенности образовательных программ дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, среднего профессионального, высшего, дополнительного профессионального образования;

Основы коррекционной педагогики, основы прикладного анализа поведения, виды образовательных затруднений обучающихся различных возрастов и категорий;

Методы педагогической диагностики, выявления индивидуальных особенностей, потребностей обучающихся;

Методики и приемы оформления образовательного запроса обучающихся, элементов индивидуального учебного плана, адаптированной образовательной программы;

Формы и методы проведения индивидуальной и групповой консультации, технологии, открытого образования, тьюторские технологии;

Ресурсная схема общего тьюторского действия и этапы тьюторского сопровождения обучающихся;

Возрастные особенности обучающихся и способы их учета в реализации тьюторского сопровождения обучающихся;

Методы, способы формирования благоприятного психологического климата, условий для позитивного общения субъектов образования;

Методы профилактики и преодоления конфликтных ситуаций в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса;

Особенности познавательной активности и мотивации тьюторантов различных категорий, методы развития у них навыков самоорганизации и самообразования;

Методы обучения самооцениванию и созданию рефлексивных текстов, анализа социокультурного опыта и опыта предпрофессиональных проб;

Методы, приемы организации игровой, творческой деятельности обучающихся разного возраста;

Методы и приемы делегирования ответственности за реализацию индивидуального образовательного маршрута самому обучающемуся;

Методы, приемы, технологии организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, включая методы и приемы прикладного анализа поведения, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся;

Методы анализа и оценки результатов освоения обучающимися индивидуального учебного плана, адаптированной образовательной программы и обеспечения их рефлексии обучающимися;

Виды рабочей и отчетной документации тьютора, способы ее применения в целях эффективного тьюторского сопровождения обучающихся;

Нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся;

Требования охраны труда, жизни и здоровья обучающихся при проведении занятий, мероприятий в образовательной организации и вне организации;

Теоретические и практические знания по учебной дисциплине "Первая помощь".

               

3.6.2. Трудовая функция

Наименование: Организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.

Код: F/02.6   Уровень (подуровень) квалификации: 6

Трудовые действия:

Проектирование открытой, вариативной образовательной среды образовательной организации;

Повышение доступности образовательных ресурсов для освоения обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;

Проектирование адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;

Координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам.

Необходимые умения:

Выявлять и систематизировать образовательные ресурсы внутри и вне образовательной организации;

Оценивать потенциал образовательной среды для проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;

Разрабатывать и реализовывать меры по обеспечению взаимодействия обучающегося с различными субъектами образовательной среды;

Зонировать образовательное пространство по видам деятельности;

Выполнять требования доступности образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся;

Организовывать открытые образовательные пространства для проектирования, исследования, творчества, коммуникации обучающихся;

Организовывать различные формы доступа обучающихся к ресурсам среды в соответствии с их возрастом, опытом, навыками;

Проектировать дополнительные элементы образовательной среды и навигацию по ресурсам среды для обучающихся разного возраста с учетом особенностей их возраста и образовательной программы;

Оказывать помощь семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;

Оказывать помощь семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;

Координировать взаимодействие субъектов образовательной среды в образовательной организации;

Координировать взаимодействие образовательной организации с другими институтами социализации;

Проводить маркетинговые исследования запросов обучающихся на образовательные услуги в различных видах образования;

Организовывать и координировать работу сетевых сообществ для разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, проектов, адаптированных образовательных программ обучающихся;

Оказывать консультационную поддержку обучающимся и родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам создания условий для освоения обучающимися индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;

Проводить консультации для педагогов и специалистов различных институтов социализации по вопросам индивидуализации образовательного процесса.

Необходимые знания:

Нормативные правовые основы организации тьюторского сопровождения в образовании в части работы с образовательной средой, ресурсами, взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

Локальные акты образовательной организации в части организации образовательной среды, использования образовательных ресурсов;

Методы и приемы анализа качества образовательных ресурсов;

Способы, методы, приемы оценки вариативности, открытости образовательной среды;

Теоретические и методические основы тьюторской деятельности;

                Основы организации образовательной среды с учетом возрастных особенностей обучающихся в разных типах образовательных организаций;

                Основы организации адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся в разных типах образовательных организаций;

                Принципы и правила создания предметно-развивающей среды;

                Подходы к проектированию дополнительных элементов образовательной среды и навигации по ресурсам среды для обучающихся разного возраста;

                Особенности семейного воспитания, подходы к организации взаимодействия тьютора с семьей;

                Формы и методы консультирования семьи в части построения семейной образовательной среды для развития обучающихся;

                Подходы к проектированию образовательной среды как места социальных проб обучающихся в школе и социуме;

                Походы к проектированию образовательной среды с учетом запросов взрослого обучающегося, региональных ресурсов, рынка труда;

                Технологии проектирования образовательной среды совместно с обучающимся в среднем профессиональном, высшем, дополнительном образовании взрослых, дополнительном профессиональном образовании;

                Способы координации взаимодействия субъектов образования для обеспечения доступа обучающегося к образовательным ресурсам;

                Технологии маркетинговых исследований образовательных запросов в различных видах образования;

                Виды, формы и способы коммуникации, сетевого взаимодействия институтов социализации;

                Нормативные правовые основы организации образования, межведомственного взаимодействия.

3.6.3. Трудовая функция

Наименование: Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.

Код: F/03.6     Уровень (подуровень) квалификации: 6

Трудовые действия:

Разработка и подбор методических средств для разработки и реализации обучающимся индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;

               Разработка и подбор методических средств для формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды.;

               Разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации) для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;

Методическое обеспечение взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса;

Подбор и разработка методических средств для анализа результатов тьюторского сопровождения.

Необходимые умения:

Осуществлять поиск источников информации, инновационного опыта тьюторского сопровождения в образовании;

Анализировать методическую литературу и осуществлять отбор актуальных методических материалов для деятельности тьютора;

Осуществлять подбор методических средств для педагогической поддержки обучающихся в освоении ими индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;

Разрабатывать методические материалы, необходимые для организации познавательной, творческой, игровой деятельности обучающихся;

Анализировать эффективность используемых методических средств педагогической поддержки обучающихся в разработке и реализации ими индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;

Осуществлять подбор методических средств для анализа качества образовательной среды;

Разрабатывать методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся в целях формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды для разных категорий обучающихся, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;

Разрабатывать методические материалы для обеспечения совместной деятельности институтов социализации по созданию условий для индивидуализации образовательного процесса;

Обновлять знания по применению актуальных методов и подходов в прикладном анализе поведения, их внедрение в повседневную работу с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью. Использовать при разработке методических средств различные программные средства, интернет-ресурсы;

Создавать алгоритмы для самостоятельного построения обучающимися индивидуальных образовательных программ в различных видах образования;

Консультировать участников образовательного процесса по вопросам индивидуализации образовательного процесса.

Необходимые знания:

Источники информации, инновационного опыта, подходы к применению инновационного опыта в собственной практике;

               Подходы к отбору актуальных методических материалов для тьюторского сопровождения обучающихся в процессе образования;

Педагогика общего, профессионального, дополнительного образования (по профилю деятельности тьютора);

Теоретические и методические основы тьюторской деятельности;

Дидактические и диагностические средства индивидуализации образовательного процесса. Теоретические и методические основы прикладного анализа поведения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;

Подходы к разработке методических материалов, необходимых для организации познавательной, творческой, игровой деятельности обучающихся разного возраста;

               Подходы к анализу качества и эффективности используемых методических, дидактических и диагностических средств в целях индивидуализации образовательного процесса;

Методические, дидактические и диагностические средства выявления качества образовательной среды и формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды;

Подходы к разработке методических рекомендаций для педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся в целях формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды для разных категорий обучающихся, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;

Особенности образовательного процесса в разных типах образовательных организаций, потенциал их сетевого взаимодействия. Формы социального партнерства институтов социализации;

Подходы к разработке методических средств для обеспечения совместной деятельности субъектов образования;

Программные средства, интернет-ресурсы для обеспечения тьюторского сопровождения обучающихся;

               Подходы к созданию алгоритмов для построения индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ в различных видах образования;

Формы и методы консультирования участников образовательного процесса по вопросам индивидуализации образовательного процесса;

Способы консультирования участников образовательного процесса по вопросам формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды;

Основы анализа и оценки эффективности тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Сообщения чата
Имя
Опрос: Как вы решаете проблемы со зрением?
 

Авторизация



Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 37 гостей 
Просмотрено статей : 5773461
Индекс цитирования
Оценка качества сайта