Наша жизнь


Два века наощупь PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 5
ПлохоОтлично 

Обложка книгиБиблиотека. 2012. № 6. С. 53-56.

Рельефно-графические пособия как инструмент познания

Внимание библиотек к проблемам организации семейного чтения и продвижения книги в среду незрячих не ослабевает. Подтверждением тому служат такие масштабные мероприятия, как всероссийские конкурсы на лучшее издание для слепых и слабовидяших. Среди них — VI Всероссийский конкурс на лучшую творческую работу по теме «Книга и инвалиды по зрению: организация семейного чтения» (2008-2009 гг.).

Шестой конкурс проводился в период, когда мировая общественность готовилась отмечать 200-летие со дня рождения Луи Брайля, открыв­шего окно в мир литературы людям, лишённым зрения. Поэтому организаторы мероприятия — Министерство культуры Российской Федерации, Российская государственная библиотека для сле­пых, Издательско-полиграфический тифлоинформационньй комплекс «Логосвос» и Россий­ская библиотечная ассоциация — приняли реше­ние посвятить конкурс памяти легендарного человека, который внёс неоценимый вклад в дело просвещения слепых.

Цель конкурса — расширить возможности ин­валидов по зрению, повысить уровень их активно­сти и культуры пользования ресурсами библио­тек. Основные задачи: организация семейного чтения, популяризация рельефно-точечной сис­темы письма, оптимизация деятельности по вос­произведению актуальных изданий в специаль­ных форматах, стимулирование творческой ини­циативы начинающих библиотекарей.

В конкурсе приняли участие более 30 специаль­ных, научных и публичных библиотек России, кото­рые представили свыше 120 работ, созданных ве­дущими специалистами и молодыми сотрудника­ми. Большинство участников успешно справилось с поставленными задачами. Разнообразие номина­ций позволило им продемонстрировать свои зна­ния и опыт как в создании масштабных проектов и программ, нацеленных на решение социально значимых задач, так и в подготовке отдельных изда­ний специальных форматов, адресованных читате­лям разных возрастных групп, в том числе детям дошкольного и младшего школьного возраста.

В состав жюри конкурса вошли научные сотруд­ники Института коррекционной педагогики РАО, Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации, а также ведущие специалисты ИПТК «Логосвос», журнала «Школьный вестник» и РГБС. За лучшие творческие работы и профессиональ­ное мастерство было присуждено более 30 дипло­мов и грамот в восьми номинациях.

В номинации «Лучшая библиотечная програм­ма и методическая разработка в поддержку се­мейного чтения» диплома I степени была удосто­ена Челябинская областная библиотека для сле­пых. Она награждена за разработку и реализацию программы «Год семьи в библиотеке». Чётко со­ставленный план, разнообразие мероприятий и выпуск методических пособий, направленных на развитие семейного чтения, позволили при­влечь к участию в различных выставках, конкур­сах, литературно-музыкальных гостиных читате­лей от 7 до 60 лет. Многие мероприятия носили выездной характер. С большим успехом прошла передвижная выставка «Нескучные книги для всей семьи». Живой интерес вызвали выездная литературная гостиная «Семьи в жизни и творче­стве русских писателей» и цикл вечеров-портре­тов «Путь к успеху». На традиционном Фестивале книги и чтения в Челябинске один из центральных стендов занимала творческая площадка библио­теки «Семейное создание талантов».

Особое внимание членов жюри привлекло ме­тодическое пособие «Подводный мир», предлага­ющее блок из двух занятий, ориентированных на развитие тотально слепого ребёнка. Авторы представленной на конкурс работы предусмотре­ли также для родителей квалифицированную кон­сультацию тифлопедагога.

Диплом II степени был вручён Белгородской государственной специальной библиотеке для слепых имени В.Я. Ерошенко за разработку мето­дических и практических материалов, обобщаю­щих областной и общероссийский опыт обслужи­вания инвалидов по зрению.

Оригинальная программа «Театр у микрофона представляет» была реализована в рамках проек­та «Жизнь — творчество, творчество — жизнь». Развитие способностей незрячих детей, участву­ющих в программе, достигается путём их совме­стной работы с родителями и зрячими сверстни­ками над созданием «говорящей» книги.

Не менее интересным оказался проект «Пого­ворим о самом главном: семейные ценности», созданный с привлечением тифлопсихолога биб­лиотеки. Следует отметить хорошую подборку методико-информационных материалов, опубли­кованных в альманахе «Содружество», которые вполне могут помочь коллегам муниципального уровня в организации интегрированного обслу­живания на территории области.

Хорошо продуманная и чётко структурирован­ная программа мероприятий, направленных на формирование книжной культуры, рост читатель­ской активности и психологический настрой на здоровый образ жизни отличают Программу в под­держку семейного чтения Чувашской республикан­ской специальной библиотеки имени Л.Н. Толсто­го. Она была удостоена диплома III степени.

В номинации «Лучший сценарий мероприятия, ориентированного на участие разновозрастных групп читателей» лидерами признаны Калужская областная специальная библиотека имени Н.А. Ос­тровского, Стерлитамакская модельная специаливанная библиотека — филиал Башкирской респуб­ликанской специальной библиотеки для слепых и Чувашская республиканская специальная библи­отека имени Л.Н. Толстого.

Дипломом I степени отмечен сценарий област­ного поэтического конкурса для людей с ограни­ченными физическими возможностями «Стой­кость, мужество, преодоление», который прошёл в Калуге. Собранный по итогам мероприятия ма­териал был положен в основу поэтического сбор­ника, изданного рельефно-точечным шрифтом. Диплом II степени получил сценарий вечера отды­ха «Моя семья — моя радость», представленный коллегами из Башкортостана. Он интересен тем, что включает всех членов семьи в активное чтение через использование тактильных, речевых и слу­ховых элементов восприятия информации. Раз­работанный библиотекарями из Чувашии сцена­рий республиканского конкурса «Самая читаю­щая семья» был отмечен дипломом III степени. Он порадовал разнообразием культурно-развле­кательных и познавательных мероприятий.

Интересные работы были представлены в номи­нации «Лучшая методика формирования интереса к овладению системой Брайля и чтению книг РТШ». Диплом I степени получила программа Российской государственной библиотеки для слепых «Брайлевские чтения», в которой заложены не только основы изучения и применения рельефно-точечной систе­мы, но и методика её популяризации.

Проект «Создание Центра чтения по системе Брайля незрячих Кузбасса», подготовленный со­трудниками Кемеровской областной специальной библиотеки, заслужил диплом II степени. Авторы проекта предусмотрели привлечение к чтению взрослоослепших людей и обучение их работе на брайлевском дисплее.

На формирование мотивации инвалидов по зрению к овладению необходимыми навыками с помощью цикла активных мероприятий (конкур­сов, турниров, бенефисов читателей) нацелен проект «Рельефно-точечный шрифт Брайля — основа грамотности слепых и инструмент позна­ния окружающего мира» Ставропольской краевой библиотеки для слепых имени В.В. Маяковского. Он получил диплом III степени.

Много времени специальные библиотеки уде­ляют тифлокраеведческой работе. В основу ряда проектов и программ, представленных на кон­курс в номинации «Лучший тифлокраеведческий   проект»,   легли   материалы о жизни и деятельности выдающихся не­зрячих учёных, музыкантов, поэтов, пи­сателей, политиков и общественных дея­телей, об истории и традициях регио­нальных  организаций   Всероссийского общества слепых, а также произведения местных незрячих авторов.

Постоянно наращивая и совершенствуя информационно-библиографическую сис­тему на основе компьютерных технологий, коллеги создают уникальные по содержанию и наполнению библиографические указатели.

Диплом I степени получила Кировская обла­стная специальная библиотека. В рамках проекта «Информационный поток: новые информацион­ные технологии специальной библиотеки для сле­пых — за сохранение материального историко-культурного наследия Вятского края» был создан указатель «Родного края имена». Собранный ма­териал отражает вклад этой категории земляков в развитие экономики и культуры области, рас­сказывает об их участии в Великой Отечествен­ной войне. В биографиях упомянутых здесь пер­сон нашли отражение процессы реабилитации и интеграции инвалидов по зрению в социум, их участие в жизни Всероссийского общества сле­пых. О каждом из 117 человек дана подробная ин­формация, приложены фотографии, составлены списки публикаций.

За большой вклад в развитие и популяризацию тифлобиблиографических знаний диплом III сте­пени присуждён Республиканской специальной библиотеке Татарстана. В рамках реализации программы «Незрячие Татарстана. История дви­жения слепых Республики Татарстан: открытие и сохранение новых имён, событий и фактов» бы­ли выпущены указатели «Жизнь, посвященная книге» (об авторе татарского алфавита по систе­ме Брайля Ш.К. Еникееве), «Судьбы своей пре-одоленье» (о Р.Г. Гардиеве, незрячем поэте и пе­реводчике стихов известных татарских поэтов), а также книги Р.Г. Гардиева, напечатанные рель­ефно-точечным шрифтом, «Людям счастье хочу приносить» и «Тепло сердец вам возвращаю».

Серьёзную работу проделала Удмуртская рес­публиканская библиотека для слепых. В рамках проекта «Удмуртия: золотая коллекция» колле­ги подготовили и напечатали на двух языках «Русско-удмуртский разговорник». Это был их первый опыт подобного издания, который оказал­ся весьма удачным. Его тематические разделы содержат наиболее типичные речевые ситуации, способствуя тем самым быстрому изучению уд­муртского языка в процессе общения. Члены жю­ри приняли единогласное решение о награжде­нии Удмуртской республиканской библиотеки для слепых дипломом II степени за выпуск издания, направленного на привлечение внимания незря­чих к удмуртскому алфавиту по системе Брайля и продвижение книг на родном языке, напечатан­ных рельефно-точечным шрифтом.

В номинации «Лучший проект по созданию ус­ловий для интеграции инвалидов по зрению в об­щество» жюри решило наградить дипломом I степени трёх участников конкурса, представив­ших работы разных жанров, выполненные в раз­личных форматах. Этой высокой награды были удостоены: Кировская областная специальная библиотека для слепых за реализацию проекта «Областной турнир вятских незрячих самодеятель­ных авторов "Поэтическое ристалище"», Новоси­бирская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих за создание многофор­матного пособия «Новосибирский метрополитен», выпущенного в рамках городской целевой программы «Развитие доступной среды для мало­мобильных граждан» и Саратовская областная специальная библиотека за подготовку учебного видеофильма «Основы воспитания слепых и сла­бовидящих детей», созданного для реализации об­ластной целевой программы «Инвалиды в Сара­товской области».

Диплома II степени удостоены: Липецкая обла­стная специальная библиотека за разработку проекта «Символы российской истории» и выпуск рельефно-графического издания «Гербы муници­пальных образований Липецкой области», Рес­публиканская специальная библиотека Татарста­на за реализацию совместного с крупнейшими республиканскими музеями проекта «Музейный мир в твоих руках», который позволил инвалидам по зрению познакомиться с экспозициями.

Диплом III степени в этой номинации получила Ставропольская краевая библиотека для слепых имени В.В. Маяковского за реализацию проекта «Изучение истории родного края как фактор реа­билитации инвалидов по зрению» и программы «Побеждённая темнота», направленных на обес­печение инвалидам равных возможностей досту­па к информации о культурных ценностях.

Особого внимания заслуживает номинация «Лучшее рукодельное издание для детей». На конкурс были представлены как ассоциатив­ные, так и дидактические издания, созданные руками библиотекарей и волонтёров. В них вложе­ны неиссякаемая изобретательность и мастерство людей, стремящихся показать маленьким читате­лям через тактильные ощущения и сказочных геро­ев, и зверей, знакомых лишь по названиям, и архи­тектурные памятники, мимо которых они ходят по улицам родного города, и многое другое. Изобра­зительные средства и природные материалы, ко­торые использовали создатели изданий, делают процесс чтения увлекательным и познавательным.

Диплом I степени присуждён Красноярской кра­евой специальной библиотеке — центру социо­культурной реабилитации инвалидов по зрению за книгу по мотивам произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Многочисленные кра­сочные иллюстрации, выполненные с использова­нием элементов барельефных изображений и разнофактурных материалов, легко распознаются де­тьми, доставляют им радость общения с героями.

Республиканская специальная библиотека для слепых Республики Татарстан сравнительно не­давно подключилась к процессу подготовки изда­ний такого типа, что не помешало ей стать облада­тельницей диплома II степени. Представленные ею тактильные рукодельные книжки-игрушки «Загад­ки» на татарском языке и «Слон» на русском не только удовлетворяют любознательность ребёнка, но и расширяют его представления об окружаю­щем мире, а разнообразные игровые компоненты превращают их в источник радости.

Интересное краеведческое пособие «Мой Пе­тербург» прислала на конкурс Санкт-Петербург­ская государственная библиотека для слепых, по­лучившая диплом III степени. Его можно использо­вать в работе с детьми среднего и старшего школьного возраста и со взрослыми. Объёмные иллюстрации дают представление о крупных архи­тектурных и скульптурных объектах, которые не­возможно обследовать руками в реальных пропор­циях. Отдельные подвижные детали стреляющей пушки Петропавловской крепости, разводного моста и кораблика, плывущего по Неве, формиру­ют у читателя предметное восприятие.

Число библиотек, присылающих на конкурсы тактильные рукодельные издания, растёт год от го­да. Проводимые конкурсы стимулируют дальней­шее развитие этого направления. Библиотечные работники выпускают красочные книжки-игрушки для маленьких читателей без текста или с минимумом текстового материала, литературу для школьников среднего и старшего возраста с более сложным иллюстративным материалом и значительным объёмом текста, напечатанного рельефно-точечным и укрупнённым шрифтами. Всё большее распространение получают комбини­рованные и комплектные издания, вклю­чающие, как правило, текстовый материал произ­ведения, напечатанный рельефно-точечным шрифтом; «говорящую» книгу, записанную на аудиокассету или электронный носитель; текст произведения, напечатанный укрупнённым шриф­том; тактильное рукодельное пособие. Ассорти­мент выпускаемой литературы разнообразен. Это сказки, издания, по этнографии, географии, математике, естествознанию, краеведению и другим отраслям знаний. Счастливое лицо малыша, рас­сматривающего любимую книжку, сосредоточен­ный, заинтересованный взгляд подростка, изучаю­щего тактильную иллюстрацию, — лучшая награда для создателей рукодельной книги.

На конкурс было прислано несколько работ мо­лодых библиотекарей. Но по решению жюри в но­минации «Лучший молодой автор творческой рабо­ты» наградой отмечена только одна из них. Диплом I степени присуждён О.Н. Мельник, заведующей сек­тором по работе с детьми Тверской областной спе­циальной библиотеки для слепых имени М.И. Суво­рова, за вклад в развитие художественно-эстетиче­ского воспитания незрячих и слабовидящих пользователей и разработку методического посо­бия «Арт-терапия — метод социально-психологиче­ской реабилитации детей с ограниченными возмож­ностями».

С развитием технологий и укреплением матери­ально-технической базы у библиотек появилась возможность создания рельефно-графических изображений на термобумаге. Адаптированный ре­льефный рисунок используется в основном в изда­ниях обучающего характера. Несколько таких работ были присланы на конкурс. Учитывая высокое каче­ство их исполнения, жюри приняло решение ввести дополнительную номинацию — «Лучшее рельефно-графическое пособие обучающего характера».

В этой номинации дипломом I степени награж­дена Томская областная универсальная научная библиотека имени А.С. Пушкина за выпуск пособия «Азбука». Издание адресовано как детям, так и ро­дителям инвалидов по зрению. Его ценность в том, что оно позволяет взрослым самостоятельно осво­ить систему Брайля, чтобы помочь своим малышам выучить рельефно-точечный алфавит.

«Азбука» Л.Н. Толстого, представленная на кон­курс Тульской областной специальной биб­лиотекой для слепых, отмечена дипломом III степе­ни. Она знакомит читателей с начертанием букв русского алфавита дореволюционного периода и их аналогом по системе Брайля, а также с изобра­жениями зверей и предметов, знакомых ребёнку.

Диплом II степени получила Кемеровская обла­стная специальная библиотека для незрячих и сла­бовидящих за создание рельефно-графического пособия «Насекомые», адресованного изучающим энтомологию. Разнообразие видов насекомых и высокое качество рельефных иллюстраций дела­ют просмотр издания увлекательным и позволяют детально изучить строение каждого насекомого.

В заключение хочется отметить, что участники в представленных на конкурс программах мероприя­тий, отчётах по проектам, методических разработках и других материалах показали профессиональную компетентность в организации процесса семейного чтения и его продвижения в среду инвалидов по зре­нию, в создании необходимых условий для духовного развития. И хотя далеко не все стали дипломантами, проделанная работа свидетельствует о большой за­интересованности коллег, о высокой степени их от­ветственности за решение социокультурных задач, стоящих перед библиотеками.

Светлана МАКСИМЕНКО, главный библиотекарь Российской государственной библиотеки для слепых

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Сообщения чата
Имя
Опрос: Как вы решаете проблемы со зрением?
 

Авторизация



Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 75 гостей 
Просмотрено статей : 5773564
Индекс цитирования
Оценка качества сайта