Наша жизнь

Главная Тула Работа с детьми Как научить слепого ребенка самообслуживанию

Как научить слепого ребенка самообслуживанию PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 8
ПлохоОтлично 

Как научить слепого ребенка навыкам самообслуживания, личной гигиены и культуре поведения

Занятия с ребенкомВопрос мамы: «Сыну 3 года, а я никак не могу приучить его пользоваться горшком. Посоветуйте, что делать».

Рекомендации тифлопедагога

К 3 годам ребенок уже может контролировать деятельность своего организма, какое-то время сдерживать естественные позывы (исключение составляет ночное время, когда отключается контроль сознания). Если педиатр не находит у ребенка урологических заболеваний, родителям необходимо внимательно проследить за ним и постараться выявить причину.

Может быть, ребенок плохо ориентируется и ему трудно найти свой горшок в комнате (горшок должен быть всегда в определенном месте, известном ребенку). Причинами могут быть неумение малыша раздеваться (расстегивать и снимать штанишки), неудобный с острыми краями, холодный горшок; темный туалет, пугающий ребенка; боязнь потревожить родителей своими проблемами; общая замедленность психических реакций, свойственная многим незрячим детям, или, напротив, расторможенность, повышенная возбудимость и пр.В любом из подобных случаев вы должны по возможности устранить причину (поменять горшочек, поупражняться в одевании и раздевании, проследить за своими реакциями и пр.). Понаблюдайте за ребенком, за его поведением.

Наверняка что-то вам подскажут намерения ребенка. Постарайтесь высаживать его на горшочек всякий раз после сна, после еды, перед прогулкой. 0братите внимание на физиологические ритмы его организма и старайтесь следовать им, предупреждая неприятности.

Однако, если неприятность уже произошла, старайтесь относиться к этой проблеме спокойно и естественно: выразите огорчение и в то же время уверенность, что произошедшее - случайность и ваш уже большой мальчик постарается больше её не допускать.

Постепенно приучайте ребенка пользоваться взрослым туалетом. Внимательно обследуйте вместе с ним туалетную комнату: осмотрите, где находится унитаз, где рычажок для спуска воды, где туалетная бумага. Приучайте ребенка к особой аккуратности в туалете. Учите не касаться унитаза руками ни дома, ни в гостях, ни в общественном месте. Коснувшись унитаза коленками, незрячий ребенок может в достаточной степени оценить и место его расположения, и высоту. Наблюдайте за ребенком в туалете в течение длительного времени. Вы можете быть спокойны только тогда, когда действия вашего незрячего сына или дочери будут доведены до автоматизма.

Вопрос родителей: «Посоветуйте, как обучить ребенка элементарным гигиеническим навыкам: умываться, чистить зубы и пр.».

Консультация тифлопедагога
Обучая ребенка умываться, внимательно осмотрите ванную комнату: все ли в ней удобно для ребенка, может ли он достать до крана и самостоятельно включить воду, взять умывальные принадлежности, найти свое полотенце. В случае, если раковина расположена слишком высоко для ребенка, необходимо подставить широкую устойчивую скамейку.

Купите малышу яркие и удобные умывальные принадлежности: зубную пасту и щетку, мыльницу, стаканчик для полоскания рта. Все это должно находиться в доступном для ребенка месте.

С раннего возраста необходимо обучать ребенка чистке зубов - это способствует их сохранению, а также вырабатывает привычку следить за гигиеной полости рта. Чтобы паста, выдавливаемая ребенком из тюбика, попадала именно на щетину, а не на руки, учите ребенка правильно держать щетку: щетиной вверх и так, чтобы указательный пальчик был вытянут вдоль щетины, образуя бортик. Ребенок, держа тюбик с пастой в левой руке, помещает его отверстие на начало ряда щетинок и, осторожно надавливая на тюбик, двигает его по щетине. Указательный пальчик придерживает выдавливаемую пасту. Совместными действиями покажите ребенку, как надо правильно чистить зубы (движениями сверху вниз и снизу вверх, захватывая десну, с внешней и с внутренней стороны). После чистки зубов ребенок должен прополоскать рот водой из своего стаканчика.

Следите за тем, чтобы у ребенка сформировалась четкая схема действия умывания:

  1. Вымыть с мылом руки.
  2. Почистить зубы, прополоскать рот.
  3. Вымыть лицо, шею, уши.
  4. Вытереться полотенцем.
  5. Привести в порядок умывальные принадлежности: закрыть тюбик с пастой, промыть под струёй воды щетку, поставить их в свой стаканчик, повесить на крючок полотенце.

Обучаясь умыванию, дети с недостатками зрения не всегда могут быть аккуратными в ванной. Непременно будут и расплесканная вода, и размазанная зубная паста. Какое-то время придется мириться с этим. Но постепенно приучайте ребенка к аккуратности: «Если ты будешь делать сильный напор воды, она будет выплескиваться на пол, и нам с тобой придется ее вытирать, а это значит, что меньше времени останется на игру или прогулку...».

Хорошо, если умывание станет для ребенка не только привычкой, но и приятной процедурой. Умываясь, играйте с ним. Для малыша вспомните детские веселые потешки, стихи:

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки розовели,
Чтобы зубки белели.
Где же вы, мои подружки:
Щетка, тюбик с пастой, кружка?
Долго вас Надюша ищет,
Чтобы вымыться почище.

Ребенку постарше также важны игровые моменты. Пусть с ним ежедневно умывается и чистит зубы любимая кукла, а подарком к Новому году или дню рождения будет бандероль от Мойдодыра.

Вопрос мамы: «Моя годовалая незрячая дочь очень боится мыться в ванной, плачет, сопротивляется. Как преодолеть этот страх?»

Рекомендации тифлопедагога
Случается, что у ребенка с купанием связаны какие-то неприятные ассоциации. Иногда сами родители невольно являются причиной негативной реакции ребенка: резко погружают его в воду или ставят под душ (подобное резкое изменение, как; правило, сильно пугает ребенка, ─ ведь он не видит воды), совершают с ним непонятные и неприятные манипуляции. Неприятные ассоциации, связанные с купанием, могут быть вызваны боязнью чувства жжения в глазах от мыла или шампуня, опасениями поскользнуться в ванне. Опытные родители советуют:

Заранее готовить ребенка к купанию: вместе собрать необходимое белье, приготовить полотенца и банные принадлежности. Важно показать ребенку, как работает душ, дать потрогать руками воду.

Если ребенок испытывает страх при погружении в воду, лучше поставить его в ванну или посадить и наливать воду постепенно.

Иногда боязнь воды бывает очень стойкой. В этом случае кому-нибудь из родителей нужно войти в ванну вместе с ребенком, чтобы он постоянно чувствовал ваше присутствие. Можно мыть ребенка, посадив его на специальную скамеечку так, чтобы воды касались только ножки. Постепенно уровень воды надо повышать.

Если ребенок не умеет зажмуриваться во время мытья головы и плачет, если мыло или шампунь попадают в глаза, можно мыть голову, не наклоняя ее вперед, а запрокидывая назад. При таком сопособе мытья головы мыльная вода не стекает по лицу и не попадает в глаза, что избавляет малыша от неприятных ощущений.

Мыть ребенка необходимо нежесткой мочалкой. Можно самому малышу надеть на ручку махровую рукавичку или дать яркую мягкую губку и постепенно совместными усилиями учить мыться самостоятельно.

Необходимо разрешить ребенку поиграть в ванне (помыть куклу, запустить кораблик, поэкспериментировать с водой). Ведь купание - не только гигиеническая процедура. Это еще и возможность познания окружающего мира.

Важно предупреждать незрячего ребенка о своих действиях. Например: «Сейчас включим душ. Протяни ручки и посмотри, какой приятный теплый дождик, от такого дождя растут в лесу грибы. Встань и ты под дождик, быстрее будешь расти...».

ПОВЕДЕНИЕ ЗА СТОЛОМ

Из рассказа отца: «Я стараюсь не появляться с сыном ни у родственников, ни у знакомых. Вроде бы и ведет он себя неплохо, но как только сядет за стол... Ест, как поросенок: голова буквально в тарелке, весь обольется, измажет лицо и одежду. Парень уже большой, стыдно на людях кормить его из ложки. А еще неприятнее, когда глаза людей устремляются на него. А в глазах жалость и... брезгливость».

Комментарии тифлопедагога
Научить ребенка с нарушенным зрением есть аккуратно - трудная задача. Многие родители, сталкиваясь с ней, отчаиваются. На первый взгляд, легче быстро накормить ребенка, чем растягивать обед на час, а следующий час отмывать ребенка и кухню. Но наберитесь, терпения. Опыт показывает, что тотально слепой человек, а тем более имеющий остаточное зрение, может ничем не привлекать удивленных взглядов посторонних людей во время еды, не вызывать жалости сердобольных родственников и раздражения знакомых.

Вопрос мамы: «Когда мой сын был совсем маленьким, я очень боялась, что он подавится при кормлении, и протирала всю пищу через сито. Теперь ребенку уже 2,5 года, но он совсем не умеет жевать. Давится от любого, даже крохотного кусочка. Как научить его жевать?»

Консультация тифлопедагога
Мама этого ребенка сама определила причину, по которой ее сынишка не умеет жевать. Жеванию, в отличие от врожденного сосательного рефлекса, необходимо обучаться. Если в младенческом возрасте у ребенка не было возможности и необходимости приобрести этот навык, то в дальнейшем сформировать его бывает очень трудно.

Начиная с 5-месячного возраста, пища, которую вы даете ребенку, должна быть все более и более густой: манная каша, фруктовые пюре, желток яйца. Кормить этими блюдами необходимо с ложки. Вначале ребенок будет путать движения, необходимые для сосания груди, с новыми движениями: выталкивать пищу языком, заигрываться, давиться, - ведь ему необходимо выработать совершенно новое взаимодействие челюстей, языка и др. с пищей, научиться координировать движение этих органов. То же самое происходит и при жевании. Когда у малыша начинают резаться зубки, ему можно давать хлебную корочку, сухарик, кусочек яблока, чтобы привычные сосательные движения естественным образом сочетались с новыми, жевательными. Обязательно проверяйте, действительно ли ребенок проглотил откушенный кусок, так как некоторые дети прячут пищу между челюстями, за щеками или под языком. Не давайте ребенку очередной кусок, пока не убедитесь, что он проглотил предыдущий.

Если ребенок с нарушенным зрением, привыкший к протертой пище, к полугорагодовалому возрасту не может усвоить жевательные движения, попробуйте научить его. Поиграйте с ним в игру «Делай, как я». Вы выполняете какое-либо движение (среди различных движений могут быть и жевательные), а ребенок пытается максимально точно его отобразить. Слабовидящий и частичнозрячий ребенок может наблюдать за вашими движениями с помощью остаточного зрения, слепой - воспринимать ваши движения с помощью пассивных действий. При этом важно, чтобы движения выполнялись медленно, четко, выразительно. Жевательные движения родителей воспринимаются слепыми детьми следующим образом: слепой ребенок кладет свою руку на ваш рот и с помощью осязания и мышечной чувствительности воспринимает и запоминает движения родителей. Хорошо, если ребенок сможет повторить жевательные движения.

Такие упражнения будут ннтересны для малыша, если они будут включены в игровую ситуацию. Попробуйте, читая книжку, изобразить с ребенком серого голодного волка: «Серый волк зубами щелк» или рыжую хитрую лисичку, которая съела колобка. Со временем повторите игру, дав ребенку кусочек хлеба, яблока, печенья. Не отчаивайтесь, если что-то не получится сразу. Через некоторе время повторите свой урок.

Из рассказа родителей: «Мы заметили, что наш ребенок проявляет определенные пристрастия: очень любит красную пластиковую кружечку и пьет только из нее...».

Комментарии тифлопедагога
Ваше замечание иллюстрирует важную психологическую особенность детей с нарушенным зрением: интерес к ярким, легко воспринимаемым на общем фоне предметам. К тому же, вероятно, ваш ребенок уже испробовал свою кружечку на прочность, сравнил с другими, более тяжелыми, почувствовал по вашему спокойному отношению, что манипулирование с ней для него совсем не опасно (не то, что с фарфоровой чашкой или стеклянным стаканом). Поэтому его предпочтение вполне оправдано и представляет результат довольно сложных умозаключений.

Покупайте ребенку с нарушенным зрением яркие, прочные, легкие вещи: чашки, тарелки, ложки и пр. На светлом фоне обеденного стола они смотрятся ярко и контрастно, что создает удобства для малыша. Можно использовать и обычные фаянсовые тарелки. Чтобы они выделялись, положите, под них яркие салфетки.

Вопрос мамы: «Я всегда кормлю дочь с ложки. Как научить ее есть самостоятельно?»

Рекомендации тифлопедагога
Начинать обучать ребенка с нарушенным зрением самостоятельности в еде необходимо уже в 2-3 года. Вероятно, ваш ребенок уже проявлял стремление к самостоятельности: старался взять со стола ложку, чашку, самостоятельно откусывал кусочки хлеба. Хорошо, если вы поощряли интерес ребенка, разрешали ему поиграть с ложками, обследовать тарелки, подержать чашку - так вы готовили его к самостоятельности и формировали у него представления о тех предметах, которыми он пользуется ежедневно.

Начинать обучение самостоятельности в еде тифлопедагоги советуют с обучения питью из кружки. Научите ребенка держать кружку сначала двумя руками, а затем за ручку. Помогайте малышу пить, слегка поддерживая кружку снизу. Научите ребенка сначала найти свободную площадь стола и только потом ставить кружку.

Обучение самостоятельности в еде ложкой - более сложный, процесс. Первый урок начните с небольшой порции вязкой пищи (например, каши - ее легко зачерпнуть, она хорошо удерживается на ложке). Сядьте сзади ребенка или посадите его к себе на колени. Вложите ему в правую руку ложку. Не беда, если сначала ребенок будет держать ложку в кулаке - ведь у него еще довольно слабые пальцы. Возьмите его руку в свою. Зачерпните кашу (разрешите ему при этом набрать полную ложку) и помогите направить ложку в рот. Дайте возможность ребенку самостоятельно повторить действие. Понадобится не один урок для выработки правильных координированных движений.

Иногда из-за боязни пронести ложку мимо рта, расплескать пищу, дети сильно наклоняются к тарелке. Следите за этим. Приучайте ребенка не наклоняться низко над тарелкой во время еды, подносить ложку ко рту осторожно, не спеша, чтобы не расплескать пищу.

Вопрос родителей: «Наверное, очень некрасиво и некультурно, что наш сын все время трогает пищу в тарелке руками, но мы никак не можем отучить его от этого».

Рекомендации тифлопедагога
На первый взгляд, постоянное желание ребенка потрогать руками содержимое всякой тарелки выглядит если не злонамеренным баловстством, то, по крайней мере, невоспитанностью. Но только на первый взгляд. Любому человеку, садящемуся за стол, важно знать, что именно он будет есть. 3рячий внимательно осмотрит пищу глазами. Незрячему глаза заменяют руки. Ребенку с патологией зрения необходимо удостовериться, действигельно ли это то блюдо, о котором говорила мама, не слишком ли оно горячее, сколько налито в тарелку, где именно лежит котлета, а где огурец. Словом, это проявления обычного ориентировочного рефлекса. Однако действительная воспитанность любого ребенка, а ребенка с нарушениями зрения - в еще большей степени, и заключается в умении сдержать свои естественные импульсы, посмотреть на себя со стороны глазами окружающих, во владении способами и приемами (а для слепых и слабовидящих это особые способы и приемы) общественно приемлемого поведения.

Поэтому объясните ребенку, что его «копание» в тарелке не приятно для людей, сидящих с ним за столом, что это очень некрасиво со стороны и что ни взрослые, ни дети так не делают. И, самое главное, научите его способам и приемам ориентировки за обеденным столом и в собственной тарелке. Хорошо, если в вашей семье выработаны определенные правила сервировки стола, и ребенок эти правила знает и выполняет. При этом все поисковые движения за столом сведены к минимуму, и вы почти застрахованы от пролитого супа, опрокинутого чайника, разбитой чашки. Правила могут быть предельно просты, но должны неукоснительно соблюдаться всей семьей. Например, яркая салфетка на столе, служащая контрастным фоном, на ней тарелка с едой, справа ложка или вилка, слева блюдце с хлебом. Под блюдцем - бумажная салфетка. За тарелкой прямо перед ребенком чашка или стакан с каким-либо напитком. Ребенок легко запомнит расположение предметов на столе и сможет помогать вам готовить стол к обеду.

Необходимо научить ребенка с патологией зрения ориентироваться и в собственной тарелке. При этом следует подключать все сохранные органы чувств: остаточное зрение, обоняние и, безусловно, осязание. Поиграйте с ребенком в игру «Что сегодня на обед?». Пусть он попробует по запаху определить, какое блюдо приготовила мама. Если ребенок пробует что-то впервые дома, разрешите ему обследовать это блюдо руками, чтобы он имел полное представление об этом блюде. Впоследствии ребенку уже не понадобится такое детальное обследование, так как он уже будет иметь конкретный образ этого блюда, и вы сможете быть спокойны, что в гостях или дома, когда будут подавать это блюдо, ему просто незачем будет лезть в тарелку руками.

Выработайте вместе с ребенком определенную схему раскладки пищи на тарелке. Например, котлета, мясо, рыба всегда будут находиться справа, гарнир - слева. Следуйте этому правилу неукоснительно (и дома, и в общественной столовой). Научите ребенка обследовать содержимое тарелки не рукой, а вилкой или ложкой. Приборы должны стать продолжением его руки. Так, вилкой можно определить количество пищи в тарелке, расположение отдельных составляющих блюда, его вязкость, твердость и пр.

Учите ребенка начинать еду с самого маленького кусочка, чтобы удостовериться, что пища не горячая. Эта привычка к осторожности поможет ребенку в дальнейшем не попадать в затруднительное положение.

Главным помощником ребенку во время еды должен быть кусочек хлеба или, как дети обычно называют, «корочка-помагалочка». Зтой корочкой - своеобразной насадкой на левую руку - ребенок помогает себе зачерпнуть или наколоть пищу, придерживает кусочек, чтобы, не обронив, донести его до рта.

Приучайте ребенка строго следовать определенному порядку действий при еде:

  • Проверь, как сервирован твой стол. Найди на столе все нужные тебе предметы. Разложи все так, как тебе привычно и удобно.
  • Определи (с помощью зрения, по запаху), какое блюдо тебе подали.
  • Обследуй содержимое тарелки вилкой или ложкой. Разверни тарелку так, чтобы было удобно и привычно.
  • Ешь не спеша. Помогай себе кусочком хлеба.
  • Поев, проверь вилкой или ложкой, все ли ты съел. Пирожковую тарелку можно проверить рукой.
  • Вытри салфеткой рот.
  • Вилку или ложку положи на пустую тарелку. Туда же можно положить использованную салфетку.
  • Обязательно поблагодари за обед.

Вопрос мамы: «Моя дочь пытается помогать мне. Но пока легче сделать все самой. Например, выполнить такую элементарную просьбу, как налить из бутылки в чашку молоко, для нее непосильно. Приходится мыть дочку, пол на кухне, собирать осколки разбитой чашки и снова бегать в магазин за молоком. Как научить ее такому простому действию?»

Рекомендации тифлопедагога
В опыте незрячих людей есть много разнообразных способов контроля при наливании жидкости в чашку или стакан. Все они достаточно эффективны и смогут помочь вашему незрячему ребенку быть самостоятельным и аккуртным.

1-й способ. Поможет указательный палец ребенка. Научите его держать чашку или стакан так, чтобы верхняя фаланга указателыюю пальца была опущена в чашку («пальчик заглядывает в чашку»). Держа в другой руке сосуд с жидкостью, можно медленно наливать ее в стакан. Как только жидкость в стакане коснется пальца, необходимо прекратить наливание, - стакан полон.

Объясните ребенку, что такой способ применим не всегда и не везде. Им нельзя пользоваться, если не уверен в чистоте своих рук, если наливаешь горячую жидкость - можно обжечься. Нельзя использовагь этот способ, если находишься в гостях, общественном месте или наливаешь в чашки не для себя, - это может быть неприятно посторонним.

2-й способ, Наливание жидкости под счет. Поэкспериментируйте с ребенком, не торопясь, наливая жидкости в различные виды посуды и считая при этом. Проверено на практике, что небольшая фаянсовая чашка или стакан наполняется при неспешном наливании жидкости на счет «семь». Соответственно полчашки - на счет «три-четыре» и т. д.

Когда ребенок под вашим контролем овладеет этим способом, посоветуйте считать в уме, чтобы не привлекать внимание окружающих.

Для незрячего человека так же, как и для зрячего, чрезвычайно важно знать, что налито в стакан, какова температура напитка и т. д. Обычная чайная ложка, опущенная в стакан, может стать своеобразным индикатором. Приучайте ребенка сначала попробовать напиток из ложки (не сильно ли горячий) и только потом пить его из чашки.

Обучив ребенка этим способам, вы поможете ему сделать еще один шаг к овладению навыками самообслуживания и культуры поведения за столом.

ПОМОЩЬ ПО ДОМУ

Из рассказа учителя: «Как-то, изучая на уроке русского языка тему «Глагол», предложила своим слепым ученикам задание: написать в тетради только те глаголы, которые обозначают их действия дома в выходные дни. Проверяя детские работы, пришла просто в ужас. Во всех тетрадях было написано почти одно и то же: «спал», «лежал», «играл», «ел», «гулял», «смотрел телевизор», «скучал» и т. д. И ни одного слова, обозначающего какое-либо действие реального участия в домашних делах, помощи родителям…».

Комментарии тифлопедагога
К сожалению, некоторые родители недооценивают возможности своего ребенка, стремятся оградить его от всяческих домашних дел, проблем, забот. Часто такая позиция добавляет к физической инвалидности инвалидность социальную, нравственную. Ребенок чувствует свое особое положение, свою отстраненность от проблем семьи. Социальная роль инвалида, о котором обязаны заботиться, ухаживать, оберегать от трудностей, становится его человеческой сущностью.

Чтобы ваш слепой или слабовидящий ребенок вырос полноценным, самостоятельным человеком, с самого раннего детства вовлекайте его в жизнь семьи. Ребенок должен иметь определенные обязанности перед близкими и перед самим собой и с возрастом выполнять все усложняющиеся поручения. Способам выполнения этих поручений необходимо учить.

Вопрос родителей: «Какие обязанности по дому могут быть у нашего трехлетнего слабовидящего сына?»

Консультация тифлопедагога
Уже с трехлетнего возраста ребенка необходимо приучать к труду. Первая и простейшая обязанность - уборка игрушек после игры. Следите, чтобы ребенок не складывал игрушки в коробку в беспорядке (лишь бы на полу не валялись). При такой уборке ребенку с патологией зрения трудно возобновить игру, невозможно ориентироваться в игрушках, а, следовательно, разворачивать игру по замыслу, а не ситуативно (т. е. в зависимости от того, какую игрушку удастся достать из коробки). Хорошо, если у ребенка есть специально оборудованный игровой уголок со стеллажом для игрушек, и он может свободно взять игрушку с полки, а, поиграв, поставить на место. Приучайте ребенка к тому, чтобы у него не было несобранных пирамидок, разбросанных костей домино, рассыпанного конструктора или мозаики. Знакомя ребенка с новой игрой, покажите ему место каждой детали, поупражняйтесь в разборке и сборке игры, а уж потом объясняйте ее действия или правила. Теперь вы с полным основанием можете требовать от ребенка порядка. Настольные и все другие игры должны храниться только в собранном состоянии, чтобы в любой момент ребенок мог к ним обратиться.

Безусловно, будут и потерянные солдатики, фишки, кубики. Приучайте ребенка каждую найденную деталь складывать в специально отведенную для этих целей коробку. Раз в одну-две недели устраивайте вместе с ним ревизию в игрушках и разбирайте коробку с «потеряшками».

Помните, приучение ребенка к порядку и самоорганизации начинается с элементарных вещей и требует от родителей последовательности и твердости.

Вопрос мамы: «Я иногда наблюдаю, как мой сын мучается в поисках какой-нибудь затерявшейся вещички, шарит руками, а найти не может, хотя она в нескольких сантиметрах от него. О какой уборке может идти речь.

Рекомендации тифлопедагога
Важно научить слепого и частичо незрячего ребенка эффективным поисковым приемам.

Обратите внимание малыша на то, что всякая вещь, падая, издает какой-либо звук. Упражняйте ребенка в распознавании различных звуков, издаваемых вещами при падении. При этом обратите внимание на направление («упало слева»), характер движения («покатилось, рассыпалось» и пр.) и звука («звук тихий, значит упало на ковер»). Такой анализ поможет эффективнее вести поиски.

Если ребенок отыскивает вещь, находящуюся на полу, можно учить его действоватъ двумя способами:

1-й способ ─ ребенок сидит на корточках, а ладонью руки совершает поиск предмета, двигая рукой по кругу или по дуге. (Радиус круга или дуги постепенно увеличивается до тех пор, пока ребенок рукой не отыщет вещь).

2-й способ ─ если ребенок ищет предмет, зная, что он находится где-то перед ним (на полу, на плоскости стола), можно посоветовать ему ладонью руки совершать зигзагообразные движения (так называемая змейка»).

Упражнения ребенка в поисковых действиях помогут ему справляться не только с уборкой игрушек, но и с выполнением других домашних дел, поручений родителей, сделают его более самостоятельным.

Вопрос родителей: «Какие работы по дому может выполнять ребенок с нарушенным зрением?».

Консультация тифлопедагога
Если с врачом офтальмологом не были оговорены ограничения на какие-либо действия (при ряде заболеваний опасны поднятие тяжестей, резкие движения и др.), то слепому или слабовидящему ребенку доступны практически все работы в той или другой степени. И дело не только в том, что ребенок сможет оказывать семье реальную помощь, хотя и это чрезвычайно важно. Включенность в домашние дела - сильный воспитывающий фактор, а также одно из средств познания ребенком окружающего мира.

С раннего детства вовлекайте ребенка во взрослые дела: ребенок может подавать какие-либо предметы (при сервировке стола - ложки, салфетки; при чистке овощей - неочищенный картофель; при развешивании белья - прищепки и пр.). Постепенно можно поручать ему и более сложные действия, предварительно им обучив: вымыть ложки, фрукты; очистить яйца от скорлупы; разложить на тарелки хлеб или пирожки и т. д.

Дети постарше могут выполнять довольно сложные домашние работы: подметание и мытье пола, мытье посуды, вытирание пыли, стирка мелких вещей и пр. При этом важно подключать все сохранные органы чувств ребенка: внимание, память, мышление. Например, процесс обучения подметанию пола выглядит так:

Научите ребенка держать веник или половую щетку. Поначалу он будет держать веник двумя руками, и только с возрастом, когда руки окрепнут, сможет держать его, как все взрослые.

Опыт показывает, что незрячим людям удобно подметать пол босиком, так как подошвами ног легко оценить качество работы.

Для начала необходимо мысленно разделить комнату на небольшие секторы: у шкафа, вдоль окна, под столом, у двери и т. д. Подметать надо каждый участок в отдельности, начиная с самого дальнего угла, двигаясь по направлению к двери приставными шагами.

Веником или щеткой нужно мести перед ногами, не касаясь их.

Научите ребенка собирать мусор на совок, проверяя, рукой качество работы, и выбрасывать его в специально отведенное место.

Ребенок может помогать убирать стол после обеда: складывать в мойку грязную посуду, вытирать стол. Учите ребенка сметать крошки не на пол, а в тарелку или на специальный совок. При этом ребенок правой рукой движениями сверху вниз вытирает стол, сметая крошки в тарелку, которую он держит на уровне стола в левой руке.
При выполнении любых обязанностей по дому важны добросовестное отношение к ним и его ориентация не на похвалу, а на стремление к самостоятельности, желание делать добро и заботиться о близких.

Статья с сайта «Тульской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» http://www.school-deaf71.ru/

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Комментарии 

 
-1 #2 Администратор 2014-09-29 15:24 Добрый день! Почитайте литературу по самообслуживани ю детей с нарушением зрения:
- Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Научный редактор доц. В. А. Феоктистова. Ссылка на книгуhttp://www.pedlib.ru/Books/2/0300/2_0300-45.shtml.
. — М.: Логос, 1993. - 78 с.
- Польская Е.А. Как научить слепого ребенка навыкам самообслуживани я и личной гигиены?
- Слепой ребенок в семье/Под ред. Л.И. Солнцевой.- М., 1989.
Ссылка на сайты:
- http://msr.nso.ru/family/
- http://tiflo.tosbs.ru/tula/tula-work-with-children/1064-sam.html.
В тифлоинформацио нном центре нашей библиотеки представлена литература по самообслуживани ю детей с нарушением зрения.
 
 
#1 Марина 2014-09-29 13:31 Здравствуйте! Ребенок ослеп в результате аварии (8 лет) Как научить его наливать воду в чашку?
 
Сообщения чата
Имя
Опрос: Как вы решаете проблемы со зрением?
 

Авторизация



Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 87 гостей 
Просмотрено статей : 5528465
Индекс цитирования
Оценка качества сайта

Статьи по теме